...
ОПИСАНИЕ И ПРИЧИНЫ. Болезни и симптомы не вызываются просто физическими факторами, бактериальной или вирусной инфекцией, но на них могут также влиять мысли и чувства человека, а также его окружение. Термин «психосоматический» относится просто к влиянию психологических и социальных факторов («психо» — префикс, обозначающий разум; «соматический» — указывает на взаимосвязь с телом). Часто слово «психосоматика» ошибочно истолковывается как «фальшивый» или «воображаемый». Для многих сказать, что симптом является психосоматическим, это то же самое, что сказать: «Все дело в голове Мэри — она в действительности не больна». Действительно, некоторые люди постоянно «подделывают» болезнь (проблема, называемая ложной болезнью, чрезвычайно редка среди детей). Также правда, что некоторые люди часто истолковывают нормальные функции организма или незначительные физические проблемы как признаки серьезной болезни — так называемая ипохондрия (см. расстройства невротические). Однако эти проблемы не являются сами по себе психосоматическими более, чем другие болезни. Хотя роль психологических факторов в развитии таких заболеваний может быть высока, «психосоматический» не означает «вызванный преимущественно психологическими факторами».
Какие эти факторы? Почему некоторые дети практически не болеют, в то время как другим всегда кажется, что у них, например, боль в животе или головная боль. Почему некоторые дети в стрессовых семейных ситуациях, реагируют болезненным состоянием, в то время как с другими так не происходит. Такие факторы, как смерть близких родственников, переезды семьи, школьные тревоги и бедность, имеют тенденцию увеличивать и количество болезненных приступов у ребенка, требующих медицинской помощи.
На некоторых детей, по-видимому, не влияют стресс-факторы окружающей среды, в то время как на других они явно оказывают воздействие. Причина различий неясна, хотя имеются определенные доказательства, что ребенок, который не дает реакции или дает слабую реакцию, имеет риск развития состояния с психосоматическими параметрами. Эксперты полагают, что на способ, которым люди проявляют свои чувства, влияют с раннего возраста такие факторы, как взаимоотношения родителей и ребенка, ранние детские воспоминания, общая семейная гармония. Исследования также показывают, что некоторые дети биологически более предрасположены испытывать физические заболевания как результат психологических и социальных влияний.
ПРИЗНАКИ, СИМПТОМЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Так как почти на любую болезнь могут влиять психологические и социальные факторы, мы можем только привести пример. Предположим, что у ребенка боли в животе или частые головные боли. Врач, придерживающийся физической концепции заболевания, изучит историю болезни ребенка и выполнит физиче ское обследование. Соответствующие лабораторные анализы, возможно, включающие рентгеновские исследования, могут быть назначены и оценены. Врач может затем сказать родителям, что так как диагностические тесты оказались отрицательными, ребенок может возобновить обычную активность. Любое психологическое обследование ребенка и семьи будет кратким.
Используя, однако, принципы психосоматической медицины, другой врач может использовать иную стратегию. Он может поговорить с больным ребенком или членами семьи о том, что происходит дома и в школе. Врач должен попытаться выяснить, что каждый из родителей думает о проблемах ребенка. Возможно, врач обнаружит, например, что старший ребенок чуть не умер от острого аппендицита и что один или оба родителя боятся, что такая ситуация может повториться. Когда стрессовая ситуация как таковая определена и, по-видимому, сильно связана с болезнью ребенка, врач разрабатывает со всей семьей способы психологической адаптации к проблеме и ее разрешения. Могут быть определены и другие источники поддержки, такие как школьный персонал, советники или общественные группы.
ПРОФИЛАКТИКА. Симптомы, которые часто встречаются, требуют обязательного сочувственного внимания родителей. Если ребенку понадобилась болезнь, чтобы проявить невыраженные чувства или чтобы просигнализировать о неудовлетворенных потребностях, это может быть показателем того, что родители не оказывали соответствующего внимания тревогам ребенка. Проявляя искренний интерес к проблемам ребенка, прислушиваясь к собственным решениям ребенка и предлагая советы, можно пройти длинный путь к уменьшению потребности ребенка в нахождении драматических способов обратить на себя внимание, попросить неподдельной заботы и любви. Ребенок, который чувствует боль в физическом или психологическом смысле, нуждается и заслуживает заботы, в какой бы форме эта боль ни выражалась. Родители, которые избегают возможности прямо и сострадательно иметь дело с основными чувствами своего ребенка, участвуют в возникновении заболевания ребенка. Наиболее эффективный способ предупредить психосоматические болезни ребенка — это создать атмосферу доверия, так чтобы ребенок чувствовал себя свободным, имел возможность говорить о своих страхах и заботах с родителями. Все дети имеют право ожидать от своих родителей внимания и любви. Дети должны иметь возможность быть услышанными своими родителями и получить от них сочувствие. Откладывание проблемы может благоприятствовать психосоматическому заболеванию, а также может подорвать доверие между детьми и родителями, независимо от величины проблемы. Педиатр ребенка или квалифицированный консультант (психолог, психиатр или социальный работник), как правило могут помочь родителям пересмотреть с ними любые проблемы ребенка, которые могут иметь значительный психосоматический.