ОПИСАНИЕ И ПРИЧИНЫ. Болезни и симптомы не вызываются просто физическими факторами, бак­териальной или вирусной инфекцией, но на них мо­гут также влиять мысли и чувства человека, а также его окружение. Термин «психосоматический» относится просто к влиянию психологических и социаль­ных факторов («психо» — префикс, обозначающий разум; «соматический» — указывает на взаимосвязь с телом). Часто слово «психосоматика» ошибочно истолковывается как «фальшивый» или «воображае­мый». Для многих сказать, что симптом является психосоматическим, это то же самое, что сказать: «Все дело в голове Мэри — она в действительности не больна». Действительно, некоторые люди посто­янно «подделывают» болезнь (проблема, называемая ложной болезнью, чрезвычайно редка среди детей). Также правда, что некоторые люди часто истолковы­вают нормальные функции организма или незначи­тельные физические проблемы как признаки серьез­ной болезни — так называемая ипохондрия (см. расстройства невротические). Однако эти про­блемы не являются сами по себе психосомати­ческими более, чем другие болезни. Хотя роль психологических факторов в развитии таких заболе­ваний может быть высока, «психосоматический» не означает «вызванный преимущественно психологи­ческими факторами».

Какие эти факторы? Почему некоторые дети практически не болеют, в то время как другим всегда кажется, что у них, например, боль в животе или го­ловная боль. Почему некоторые дети в стрессовых семейных ситуациях, реагируют болезненным состо­янием, в то время как с другими так не происходит. Такие факторы, как смерть близких родственников, переезды семьи, школьные тревоги и бедность, име­ют тенденцию увеличивать и количество болезнен­ных приступов у ребенка, требующих медицинской помощи.

На некоторых детей, по-видимому, не влияют стресс-факторы окружающей среды, в то время как на других они явно оказывают воздействие. Причина различий неясна, хотя имеются определенные дока­зательства, что ребенок, который не дает реакции или дает слабую реакцию, имеет риск развития со­стояния с психосоматическими параметрами. Экс­перты полагают, что на способ, которым люди прояв­ляют свои чувства, влияют с раннего возраста такие факторы, как взаимоотношения родителей и ребенка, ранние детские воспоминания, общая семейная гар­мония. Исследования также показывают, что некото­рые дети биологически более предрасположены ис­пытывать физические заболевания как результат психологических и социальных влияний.

ПРИЗНАКИ, СИМПТОМЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Так как почти на любую болезнь могут влиять психологиче­ские и социальные факторы, мы можем только при­вести пример. Предположим, что у ребенка боли в животе или частые головные боли. Врач, придержи­вающийся физической концепции заболевания, изу­чит историю болезни ребенка и выполнит физиче ское обследование. Соответствующие лабораторные анализы, возможно, включающие рентгеновские исс­ледования, могут быть назначены и оценены. Врач может затем сказать родителям, что так как диагно­стические тесты оказались отрицательными, ребенок может возобновить обычную активность. Любое пси­хологическое обследование ребенка и семьи будет кратким.

Используя, однако, принципы психосоматической медицины, другой врач может использовать иную стратегию. Он может поговорить с больным ребен­ком или членами семьи о том, что происходит дома и в школе. Врач должен попытаться выяснить, что каждый из родителей думает о проблемах ребенка. Возможно, врач обнаружит, например, что старший ребенок чуть не умер от острого аппендицита и что один или оба родителя боятся, что такая ситуация может повториться. Когда стрессовая ситуация как таковая определена и, по-видимому, сильно связана с болезнью ребенка, врач разрабатывает со всей семьей способы психологической адаптации к проблеме и ее разрешения. Могут быть определены и другие источ­ники поддержки, такие как школьный персонал, со­ветники или общественные группы.

ПРОФИЛАКТИКА. Симптомы, которые часто встречаются, требуют обязательного сочувственного внимания родителей. Если ребенку понадобилась бо­лезнь, чтобы проявить невыраженные чувства или чтобы просигнализировать о неудовлетворенных по­требностях, это может быть показателем того, что родители не оказывали соответствующего внимания тревогам ребенка. Проявляя искренний интерес к проблемам ребенка, прислушиваясь к собственным решениям ребенка и предлагая советы, можно прой­ти длинный путь к уменьшению потребности ребенка в нахождении драматических способов обратить на себя внимание, попросить неподдельной заботы и любви. Ребенок, который чувствует боль в физиче­ском или психологическом смысле, нуждается и за­служивает заботы, в какой бы форме эта боль ни вы­ражалась. Родители, которые избегают возможности прямо и сострадательно иметь дело с основными чувствами своего ребенка, участвуют в возникновении заболевания ребенка. Наиболее эффективный способ предупредить психосоматические болезни ребен­ка — это создать атмосферу доверия, так чтобы ре­бенок чувствовал себя свободным, имел возможность говорить о своих страхах и заботах с родителями. Все дети имеют право ожидать от своих родителей внимания и любви. Дети должны иметь возможность быть услышанными своими родителями и получить от них сочувствие. Откладывание проблемы может благоприятствовать психосоматическому заболева­нию, а также может подорвать доверие между детьми и родителями, независимо от величины проблемы. Педиатр ребенка или квалифицированный консультант (психолог, психиатр или социальный работ­ник), как правило могут помочь родителям пересмот­реть с ними любые проблемы ребенка, которые могут иметь значительный психосоматический.

Этот материал был полезен?