«Город Эмбер: Побег»

США, 2008

Режиссер: Джил Кенан

В Екатеринбурге фильм идет в кинотеатрах Салют, Титаник Синема, Киномакс, Киноплекс в Парк-Хаусе

Стоимость билетов: 100-150 руб.

Давайте для начала чуть-чуть пожуем философскую жвачку. Вот мы, родители, водим своих чад в кинотеатры на мультики. Но однажды наступает момент, и мы понимаем: да он уже дорос до настоящих фильмов! И ведем его «на фильму». Фильмы тоже бывают разные: трогательные, смешные, драматические. Для детки, конечно, хочется подобрать что-то такое красивое, доброе, неспособное ранить его нежную душу.

А между тем, кино и мультики для ребенка – это очень серьезное дело! Малыш впитывает сюжеты, запоминает образы, - и они помогают ему выстраиваеть свое отношение к миру. Мульты и фильмы учат ребенка ориентироваться в незнакомых жизненных сценариях и ситуациях: Буратино – сохранять присутствие духа и волю к победе в любой ж… жизненной передряге, Венди в Питер Пэне – нежно любить друзей и о них заботиться, Валли из недавнего мульта – не бояться новых пространств. И всегда все закончится хорошо, мы сможем, мы победим, даже если будет трудно и страшно. В общем, сказкотерапия на широком экране.

 

 

И вот «Город Эмбер»: мрачняк в стиле «посткатастрофик» и злокозненные правители, протест двух юных друзей против жадности и глупости, наши герои ищут и находят выход к солнечному свету. Выход есть, даже когда все «взрослые» против тебя, а окружающая действительность не оставляет надежды. Красивое фэнтези в антиутопических декорациях.  И я подумала: пусть детка намотает на ус и такой сценарий, мало ли что может ждать его в жизни.

И придя темным вечером в «Салют», мы не ошиблись: фильм прошел на ура, я испытала череду восторгов, ребенок успел вкусно побояться (и те полчаса, когда мы сидели в обнимку в первом ряду малого зала и «боялись вместе», совершенно точно войдут в список моих лучших родительских воспоминаний). Но все закончилось благополучно, всю обратную дорогу ребенок играл «в побег из подземелья» и с двойным усердием принялся за рисование схем и тайных планов, благодаря которым спаслись герои фильма. И еще: фильм просто удивительно кра-си-вый! Красивый и умный – совершенно без наносного высоколобия и пафоса. При этом – легкий, но оставляющий в душе какой-то очень правильный след.

Первые кадры: подземный бункер для ученых и правительства, последние часы существования наземного мира, седые старцы пытаются спасти часть человечества, создав для них подземный город… Все это очень напомнило мне один очень страшный в своей реалистичности фильм BBC о ядерной войне и ее последствиях. Мой друг смотрел картину BBC как раз в таком вот лондонском правительственном бункере, открытом для посещений. И говорил потом, что после фильма возникало ощущение хрупкости и ценности жизни на планете.

 

 

Так вот, «Город Эмбер» дает точно такое же ощущение, но без сопроводительных ужасов. Хотя насекомые и животные, которые залетают и забредают в Эмбер, наводят страху: они огромны – надо думать, вследствие радиационных мутаций на поверхности.

А город Эмбер, расположенный под землей и вписанный в круг, словно светящееся блюдечко, живет вот уже двести лет. За это время сменилось много поколений, люди забыли о том, что было с ними до Эмбера, и лишь хранят почти религиозную память о Создателях, которые поместили их сюда и которые заберут обратно. Дети, рожденные в Эмбере, никогда не видели неба, но знают из преданий, что оно голубое. Бежать из Эмбера запрещено под страхом жесточайшего наказания.

Город ладно скроен и крепко сшит, его продуманность и компактность впечатляют. Узкие улочки, выложенные камнем, двух-трехэтажные дома, рельсы для велосипедного транспорта, трубы, оранжереи, прачечные, служба связи. В центре - круглая площадь перед Ратушей, в которой обитает нынешний Мэр (Билл Мюррей из «Дня Сурка»). Город словно поделен на средневековые цеха: каждый житель Эмбера с 14 лет и до старости выполняет одну и ту же работу в одной из служб города. «Сегодня День Назначений, - говорит главный герой, собираясь в школу в последний раз, - Что же мне выпадет? Я хочу работать в Генераторе», - «Назначение – это наша судьба», - отвечает ему отец.

 

 

Что еще внушает уважение и вызывает восторг – так это механизмы, которые создают жители города, чтобы облегчить себе жизнь. Электричества мало, его строго дозируют, но можно собрать по кусочкам проигрыватель старой магнитной пленки, который работает от кручения педалей. Можно сделать мелкого домашнего робота, хитрые осветительные приборы из подручного мусора и другие замысловатые махины. Можно вязать на спицах огромные ковры и одежду – все руками, руками. Куда еще направить творческую энергию людям в маленьком городе, уединенно светящемся во тьме?

Но жители живут в страхе: существование города полностью зависит от сложного огромного Генератора электроэнергии, детали которого износились, он все чаще выходит из строя, и тогда все фонари, висящие над городом гаснут, и Эмбер погружается в полный мрак – на секунды, десятки секунда, а затем и на минуты. С каждым разом все дольше. Трубопроводная система тоже на ладан дышит: рабочие каждый день латают дыры и щели, но заменять изношенные трубы просто нечем. К тому же подходят к концу запасы консервов, которые когда-то были оставлены Создателями, «ананасов уже пятьдесят лет никто не видел», а городские оранжереи не смогут полностью прокормить жителей.

 

 

Иные эмберцы подумывают о побеге из города, о поиске дороги наверх. Но никому еще не удавалось выбраться наружу. А выход-то был предусмотрен «Создателями»! Они вложили инструкции по спасению и ключи в неубиваемую шкатулку, которая была вручена первому мэру и должна была передаваться из одних мэрских рук в другие. Через 200 лет таймер открывает шкатулку, но… Люди продолжают ждать, что Создатели придут за ними сами. Потому что жизнь полна неожиданностей, которые могут ломать человеческие планы, - вот и со шкатулкой случилось то же. Судьба седьмого мэра Эмбера была необычной и трагической, он не смог передать шкатулку своему преемнику. Шкатулка осталась пылиться в его доме и открылась в свой срок, но заметила это только его пра-пра-пра-правнучка, главная героиня фильма.

Казалось бы, надо идти со шкатулкой к нынешнему Мэру, однако выясняется досадная вещь: Мэр с компанией обкрадывает свой народ и набивает брюхо, нисколько не думая о перспективах развития и выходе на свободу. В таких условиях остается все делать самим, становясь «опасными преступниками» и «врагами города». А что было дальше – лучше увидеть своими глазами

Метки:
Этот материал был полезен?