«Роднина» - очень красивый и эффектный фильм, которому отчаянно не хватает глубины.

Ирина Роднина — это по-настоящему уникальная советская фигуристка-чемпионка, выступавшая в парном катании. Она сумела трижды завоевать золото на Олимпийских играх, а также целых 10 раз победить на Чемпионате мира. Неудивительно, что о спортсменке подобного уровня было решено снять автобиографическую картину.

Основой выступила книга Родниной «Слеза чемпионки», режиссёром — Константин Статский, снявший в целом неплохие сериалы «Мажор» и «Ваша честь». Однако здесь задача стояла посложнее, и с ней удалось справиться лишь отчасти.

Москва, 1955 год. Первые кадры показывают зрителю утопическую версию коммунальной квартиры, которую маленькая Роднина (Александра Бикеева) безжалостно поднимает на ноги ранним утром. Она радостно бежит кататься на коньках, поскольку градусник показывает заветную норму (это отсылка к слабому здоровью будущей чемпионки). Но потом окажется, что у неё всё же жар, и она еле стоит на ногах. Но именно через такое преодоление она и добьётся в будущем практически недостижимых высот.

Нас переносит на несколько лет вперёд. Теперь Роднину играет Владислава Самохина, ранее почти не появлявшаяся на киноэкранах. Она катается в паре с Михаилом Булановым (Фёдор Федотов) под руководством крайне харизматичного, но деспотичного тренера Станислава Жукова (Евгений Ткачук).

Изначально Буланову не нравится фанатичный подход Жукова-Родниной, которые готовы работать едва ли не до потери сознания, однако вскоре он сдаётся под их яростным напором и начинает поспевать за талантливейшей партнёршей.

Им даже удаётся отлично проявить себя на международных соревнованиях в Европе. Этому не мешают ни жест чехословацкой фигуристки, насыпавшей стекло в коньки Родниной за ввод советских войск, ни освистывание спортсменов зрителями.

Однако вскоре Роднина находит нового партнёра для катания (Александра Зайцева в исполнении Ивана Колесникова), как и другого тренера (Наталью Тарасову, которую играет Ольга Бодрова). И, судя по всему, причина одна: что Жуков, что Буланов начинают испытывать к юной фигуристке чувства.

Её бывший партнёр по катанию в один момент внезапно признаётся в чувствах, на что главная героиня призывает его «не смешивать спорт с пошлостью», а тренер Жуков сам понимает, что не может видеть её рядом с другим молодым человеком и спешит удалиться на безопасное расстояние.

И, действительно, Роднина сменила и тренера, и партнёра, однако в рамках художественного фильма это кажется странным.

Во-первых, героиня сама начинает встречаться, выходит замуж и рожает ребёнка от второго партнёра, все ухаживания которого свелись к крайне неловкому анекдоту. В остальное же время Зайцев проявляет себя… никак. Апофеозом их отношений становится сцена, в которой муж олимпийской чемпионки смотрит какое-то шоу и тихо ржёт, в то время как она укладывает ребёнка, обсуждает покупку новой мебели и договаривается о новом выступлении по телефону.

Во-вторых, Ольга Бодрова в роли тренера Тарасовой справляется плохо. Она даже морально поддержать героиню не в состоянии, не то что бы дать дельный тренерский совет.

И вообще, кроме Жукова, смотреть здесь не на кого. Евгений Ткачук сыграл крайне неформатного тренера, которого окружающие могли либо люто ненавидеть, либо отчаянно обожать. И этому веришь, даже своим внешним видом он сильно выделяется на фоне остальной серой массы.

Роднина — отличница, спортсменка, комсомолка, которая по первому слову Партии готова бросаться на амбразуру, за исключением нескольких эпизодов, связанных с её здоровьем. Понятно, что в подобном биографическом фильме будут сглажены все острые углы, но тут получилась идеальная сфера без каких-либо отличительных особенностей.

Между прочим, из-за пресловутого «сглаживания» почти у всех персонажей фильма слегка искажены фамилии: Жуков — Жук, Буланов — Уланов, Наталья Тарасова — Татьяна Тарасова.

Всё остальное окружение также максимально не выделяется, кроме, опять же, Жукова. Хотя бы немного запоминается Михаил Буланов: по крайней мере, зрителю показывают, как именно он постепенно всё больше сближается со своей партнёршей, остальные же и вовсе выступают в роли говорящих декораций. 

И всё же на фоне явных недостатков кино цепляет. И дело здесь в феноменальном качестве поставленных номеров. Запоминаются практически все выступления.

Так, самое первое противостояние проиходит с бывшим советским чемпионом мира Алексеем Панкратовым (Даниил Воробьёв), не признающим дерзкий стиль Родниной-Жукова. Он вообще представлен довольно неприятным снобом, с важным видом цитирующим философа Ролана Барта и предпочитающим исключительно классическую музыку. 

А заканчивается всё финальным баттлом с американскими фигуристами, в ходе которого то одни, то другие берут инициативу. И победитель определяется ещё до основного заезда.  

Невозможно также не запомнить откат программы Родниной при полной тишине, вызванной техническими неполадками в радиорубке, или постепенную перемену среди европейских зрителей, восхищённых чуть ли не «Калинкой» на льду.

Как итог, перед нами красиво снятый байопик, которому очень не хватает душевности. Это не бодрый заезд в духе «Калинки-Малинки», это снобский тяжеловесный прокат того самого Панкратова. Место интересным персонажам и увлекательному сценарию уступает агитпроп советского спорта и противостояния коллективному Западу. Эффектно, но чего-то не хватает.

Кстати

Влада Самохина, сыгравшая роль Родниной, не умела кататься на коньках. За два месяца её подготовила тренер Анастасия Игнатьева, трнироваться приходилось ежедневно, в результате Владе удалось смотреться в кадре уверенно.

7 из 10

Купить билет

Метки:
Этот материал был полезен?