...
Южная Аэрационная Станция МУП «Водоканал» расположена на Химмаше (ул. Косарева, 24).
Занимает станция площадь в 72 га, что примерно равно по площади 100 футбольным полям, и очищает 80 % всех сточных вод Екатеринбурга.
Начала она свою работу в 1975 году, в 1985 году была проведена реконструкция, в результате которой появилась биологическая очистка воды.
МУП «Водоканал» пригласил нас на экскурсию, где рассказал, какой путь проходят сточные воды с момента попадания в канализацию и до сброса очищенной воды в реку Исеть.
Сразу скажем, что очистка сточной воды не предполагает её дальнейшее поступление в систему водоснабжения города. «Новую воду» для бытовых и хозяйственных нужд город берёт из бассейна реки Чусовой.
Вся сточная вода города по трубам поступает в приёмную камеру и далее по каналам, в которых установлены 2 сорбционных фильтра для очистки воздуха, чтобы минимизировать вред окружающей среде, поступает на первый этап очистки.
На первом этапе (в здание решеток) происходит процеживание мусора и остатков жизнедеятельности человека из воды через механизированные решеты с прозором 8 мм. Всё, что уловили, складывают в контейнеры и увозят на полигон в Ревду. А это немало, около 100 тонн отходов в месяц.
Чего в мусоре только нет – влажные салфетки, памперсы, золотые украшения, деньги, тряпки, даже целые морковки попадаются.
Вот именно около этих остатков главный инженер станции и рассказал всю правду про якобы растворимую туалетную бумагу.
Оказывается, что туалетная бумага, которую мы смываем в унитаз, не растворяется, как это обещает нам реклама. Она скручивается в жгуты и путешествует по воде до ЮАС. Точно также по воде путешествует якобы растворимый в воде наполнитель для кошачьих туалетов, влажная туалетная бумага, кофейная гуща, чайная заварка, слитое из фритюрницы масло и ещё много чего.
Гораздо проще не расходовать на эти путешествия мусора чистую воду, а изменить логистику. Вместо унитаз-очистные сооружения-свалка – мусорное ведро-свалка. Это даже дешевле потребителю коммунальных услуг, так как каждый раз, когда вы смываете «заварку», наполнитель и т.д., вы увеличиваете потребление холодной воды, а это - дополнительные расходы.
На втором этапе очистки вода проходит через песколовки. При этом её скорость течения такова, что песок успевает осесть на дно и выгребается специальным скребковым механизмом, после чего утилизируется (отправляется на мусорный полигон).
На третьем этапе вода попадает в первичные резервуары-отстойники.
Гигантские сооружения, каждый глубиной 4 метра и диаметром 40 м. Здесь она условно делится на фракции - выпадающий на дно осадок собирают и насосами отправляют на механическое обезвоживание и дальнейшую утилизацию; жир, который легче воды, собирается с поверхности и отводится на иловые площадки для естественного обезвоживания;
осветленная вода, прошедшая первичную очистку, попадает в аэротенки.
Если заглянуть внутрь отстойника, то на дне можно увидеть гигантские белые камни, но это не камни – это жир.
На четвёртом этапе очистки, в аэротенках, происходит биологическая очистка воды. Здесь в дело вступают простейшие бактерии, которые питаются органикой, то есть нашими отходами жизнедеятельности.
Они - как люди, чтобы жить, им надо дышать. Поэтому, чтобы они хорошо выполняли свою работу, им беспрерывно подают воздух. Он поднимается через мембраны, расположенные на дне аэротенков, а нагнетает его воздуходувная насосная станция.
В процессе «поедания» органики бактерии размножаются, производят отходы жизнедеятельности, но это количество значительно меньше человеческих отходов.
Если на станции случаются перебои с электроэнергией, то бактерии погибают, и требуется время, чтобы они снова расплодились.
Надо заметить, что 80 % стоимости очистки сточной воды – это затраты на электроэнергию.
На пятом этапе вода попадает во вторичные отстойники. Здесь она значительно чище.
Ну и завершающим этапом производится обеззараживание воды хлором, растворённым в воде. (Если вы хорошо учились в школе по химии, то помните, что в результате реакции хлора с водой выделяется атомарный кислород, который является сильным окислителем).
Хлорирование происходит в контактном канале и продолжается около 4 часов. В итоге вода с pH~6,5 сбрасывается в Исеть. И надо заметить, это вода более чистая, чем в самой реке Исеть.
Путь осадка
А теперь история о том, почему на Химмаше не всегда хорошо пахнет.
Из осадка, который собрали со дна первичных резервуаров-отстойников, удаляют под прессом воду, и складируют на иловые поля на территории ЮАС. Затем этот ил обеззараживают и увозят на мусорный полигон.
Именно эти иловые поля являются источником неприятного запаха.
Но есть хорошая новость. Учёные всё время трудятся над синтезом веществ, которые будут нейтрализовать эти запахи. Уже появились реагенты, которые временно устраняют запах. Это используется сейчас для перевозки ила через город до полигона. Но их действие кратковременное.
Жители Химмаша, держитесь! Наука не дремлет.
Есть на территории и сооружения, которые отработали своё. Вот эти красивые кирпичные башни не работают с 2003 года, когда Уралхиммаш завод поменял технологию производства и перестал поставлять водяной пар, который до этого очистные сооружения использовали для нагрева осадка с целью получения метана. Метан при сжигании выделяет большое количество тепла, которое можно было бы пустить на обогрев, например, воды для нужд станции.
Ну и самый важный вопрос от жителей. Можно ли использовать холодную воду из крана для приготовления еды. Как сказал главный инженер, вода проходит сотни проб ежедневно, её можно пить, но есть одно «но» - трубы. Если в вашем районе они не в очень хорошем состоянии, то качество воды заметно ниже.
Берегите природу и бережно относитесь к источникам воды.
Фото - Елена Елисеева.
Спасибо :clapping: