Эта сказка позволяет понять, что в жизни, как и в природе, существует смена циклов, фаз, настроений, процессов.
...
Эта сказка позволяет понять, что в жизни, как и в природе, существует смена циклов, фаз, настроений, процессов. Эта сказка также может быть использована для разговора о терпении – ведь «всему своё время», «всему свой срок».
Давным-давно, в одном далёком-далёком лесу жил олень. Он жил вместе с другими оленями. И был он красив и статен. У него были прекрасные ветвистые рога, которые отличали его от всех остальных оленей. Рога оленя были настолько хороши, что дали оленю имя – Витой рог.
Всем был хорош Олень Витой рог.
Кроме одного. Он был вечно недоволен.
Нет, ему нравились другие олени, ему нравилось скакать по бескрайним просторам и щипать вкусную зеленую травку.
Ему не нравились изменения. Изменения в природе.
Летом его раздражала жара и мухи.
Осенью – грязь и холод.
Зимой – отсутствие вкусной пищи.
А весной… Весной он терял рога, свою гордость, и это было просто ужасно!
Так он и жил постоянно недовольный.
«Почему бы не сделать одно время года, – недоумевал Олень Витой рог, – что-то среднее между летом и осенью…Чтобы пищи было много, но чтобы не было ни жары, ни холода, ни мух, а рога всегда бы были на месте». Так думал Олень Витой рог.
Прослышал однажды Олень Витой рог, что за семью морями, за семью лесами, за семью горами живут Времена Года. Был олень молод, силен и горяч. И решил он отправиться на поиски Времен Года, чтобы уговорить их сделать одно время года – лето-осень, а зиму и весну убрать. Не надо их вообще.
Долго скакал Олень Витой рог, много времени прошло…
Переплыл он семь морей, проскакал семь лесов, перешёл семь горных хребтов. И, наконец, нашёл то место, о котором говорили в его родном лесу.
Вышел Олень Витой рог на поляну посреди леса и увидел чудо – все четыре времени года одновременно! Тут и сугробы, а рядом земляника растёт, лёд трескается, а на яблоне яблоки созревают…
От такой неожиданности Олень Витой рог остолбенел.
Тут к нему подходят четыре девушки, одна краше другой. Олень Витой рог был умный, и сразу догадался кто это такие. И правильно догадался – были это Времена Года: Лето, Осень, Зима и Весна.
Лето – вся в цветах и бабочках, Весна – в наряде из молодых листочков и цветков сирени, Осень – в разноцветных листьях с гроздьями алой рябины в волосах, а Зима – вся в снегу, а на плечах снегири сидят.
Рассказал Временам Года Олень Витой рог о своей просьбе, а те в ответ лишь рассмеялись. «Не первый ты к нам с такими разговорами приходишь», – говорят они. «Но только так испокон веку заведено, что мы, четыре сестры, сменяем друг друга. Да и сама жизнь так устроена», – говорят Времена Года.
И рассказали Времена Года Оленю Витой рог, что жизнь – как природа.
Родился и начал расти – это весна.
Расцветаешь в полную силу – это лето.
Собираешь урожай – осень.
Отдыхаешь и готовишься к новому – это зима.
И каждый промежуток жизни, как и каждое время года, прекрасно по-своему. Везде есть своя красота.
И в голых ветках деревьев, укрытых мохнатыми снежными шапками. И в осеннем сером дожде, и в ярком весеннем солнце, которое топит лёд на речке. И, конечно, в лугах, простирающихся до горизонта, сплошь, покрытыми полевыми цветами…
Внимательно слушал Олень Витой рог то, что рассказывали ему Времена Года, и постепенно понимал, что видел в природе не красоту, а лишь неудобства для себя.
Извинился Олень Витой рог перед Временами Года. Прощения попросил, что не понимал, как и зачем всё устроено в мире.
Подошла тут к нему Зима и говорит: «Нравишься ты мне, Олень Витой рог. Хороший ты олень. И много хорошего можешь сделать. Сможешь объяснить другим то, что понял сам. А у нас для тебя есть подарок». С этими словами коснулась Зима ладонью лба Оленя Витой рог. И появилась на лбу оленя белая звезда. Нет, она была не снежная, и не ледяная. Просто шерсть на месте, где коснулась Зима, побелела, словно во лбу оленя засверкала звезда.
«Этот подарок будет тебе напоминать о том, что всё в этом мире идет своим чередом. И о том, что ты должен сделать то, что ещё не сделал. Ступай в свой родной лес, и будь счастлив» — сказав эти слова, Времена Года исчезли, словно их и не было совсем.
А поляна, где разговаривал Олень Витой рог с сёстрами, превратилась в самую обычную лесную поляну. Оглядел её олень ещё раз, мысленно поблагодарил сестер и отправился в обратный путь, в свой родной лес.
Обратный путь показался Оленю Витой рог втрое короче.
Он мчался домой, думая о том, что узнал и о том, как хорошо жить на свете. Причём не важно, какое сейчас время года. Всегда хорошо.
Когда Олень Витой рог появился в своём лесу, другие олени были очень удивлены. Все уже давно считали его погибшим. Но он был жив, и у него на лбу красовалась белая звезда. Мало того, Олень Витой рог перестал быть недовольным. Напротив, он всем рассказывал, как хороша жизнь, как он любит все времена года, и для чего нужна их смена.
Да, Олень Витой рог изменился. Очень.
В этот же год Олень Витой рог встретил свою любовь – молодую олениху. Она, конечно, была без звезды на лбу, зато была мила и красива. Олень Витой рог старался выполнить наказ, данный ему Временами Года – он объяснял всем то, что понял и был счастлив. Олениха родила Оленю Витой рог много оленят. И у всех во лбу была звезда, как и у их отца.
С тех самых пор у всех оленей, которые вели свой род от Оленя Витой рог, на лбу сияет белая звезда – в память о подарке, который когда-то подарили Времена Года их предку – Оленю Витой рог.
Прочитав сказку вместе с ребёнком, обсудите её. Вместе поразмышляйте о том, про что эта сказка. В этом вам помогут вопросы для размышления.
Размышляем:
1. Выделяем основную тему сказки. Для этого задаём вопросы:
• О чём это сказка?
• Чему Она нас учит?
• В каких ситуациях в нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?
2. Обсуждение героя сказки, его характера, мотивов и поступков. Для этого задаём такие вопросы:
• Почему герой совершает тот или иной поступок?
• Что ему нужно на самом деле?
• Как герой решает проблему: активно или пассивно?
• Когда в нашей жизни требуется активное действие, а когда – пассивное?
• Что приносят поступки героя окружающим?
3. Обсуждение актуальных чувств при прочтении сказки. Для этого задаём такие вопросы:
• Какие чувства вызывает у тебя это сказка?
• Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх?
• Почему герои реагируют на ситуации именно так?
Совместное, заинтересованное размышление над сказкой позволит вам узнать много нового про своего ребёнка. И даст возможность использовать сказку для развития и воспитания вашего ребенка.
Фото: globallookpress.com