Я бы может и хотела на каком-то отрезке пути пойти по другой тропинке жизни, но в целом ничего менять не хочу
...
Продолжение. Начало: С высоты прожитых лет (часть первая)
Семья
В юности мальчишки меня мало интересовали, как противоположный пол, хотя от их ухаживаний отбоя не было. А тут на втором курсе пригласили к нам в училище солдат из соседней части на танцы. Я танцевать не умела, поэтому скромно меняла пластинки на проигрывателе. Но моя первая любовь, Пущин Сергей, сам ко мне подошёл. Может быть для него это и было просто очередное коротание времени перед дембелем, но я то, наконец, нашла на кого вылить свои нерастраченные нежные чувства.
Встречались мы очень часто. Ходили по городу за ручку, в парки, в кино. Он читал мне стихи, которых много знал наизусть. В мае он уехал в свой Ростов, при прощании первый раз поцеловал. А потом я каждый день получала от него нежные письма, где я была ласточкой, звёздочкой и т.д. Это была любовь, о которой я так долго мечтала. Вскоре письма из почтового ящика стали вскрывать и читать всем подъездом. На третьем курсе он предложил мне выйти за него замуж, но я знала, что мои родители не разрешат мне выйти замуж в 17 лет и отказалась. Писать он перестал и вскоре прислал открытку, что женился.
А когда уже всё пошло по правилам, 20 лет, замуж вроде пора, чтоб в старых девах не остаться, я вышла замуж за парня, которого мне хитро подсунули мои подружки... да и маме он понравился. Учился он на музыкальном отделении по классу баяна. Играл очень хорошо, этим и завоевал. В общаге первый бабник, но я тогда этого не знала. Познакомились 19 мая, а 28 июня я закончила педучилище и уехала работать домой.
Женя стал ездить к нам в гости. Через год вышла за него замуж. Тогда он ещё учился на 3 курсе, помогла ему училище закончить, работала, снимала квартиру в городе. Но очень быстро поняла, что внешняя обходительность не всегда соответствует внутреннему содержанию: подружек у мужа не убавилось. Да ещё пить стал. Дома устраивал погромы, крушил мебель. Детей у нас 2 года не было, но бросить мужа по тем временам было стыдно. Родители бы домой не приняли, такой позор на всю деревню. Потом муж закончил училище, и мы уехали работать по направлению в красивое село Коминтерн.
Очень надеялась, что бросит друзей-алкашей, на новом месте за ум возьмется. Но недаром народ пословицы придумал: «Горбатого могила исправит», «Свинья везде грязь найдёт». Быстро новыми собутыльниками обзавёлся, работал случай от случая. Деньги на свадьбах зарабатывал и пропивал, а если не хватало, то у меня вытаскивал. Я родила дочь Наташу. Роды сам с медсестрой принимал, был очень рад. Через месяц «обмывать» стал и уже не мог остановиться.
Зима. Я без работы, дома холодно и голодно. Повадился меня избивать, дочь стала раздражать, что плачет по ночам. Убегала от него с грудным ребёнком босиком по снегу к бабушке-соседке. Утром протрезвеет, ползает на коленях, прощения просит. Наташе исполнилось 8 месяцев. Вышла в сентябре на работу. Её с собой в класс брала. Она тихо себя вела. Через полтора года сын родился Саша, глухонемой.
На мужа рукой махнула, перевоспитывать бесполезно. Всю свою любовь на детей направила, пока в декретном сидела, успевала своих и соседских воспитывать. Шила людям в посёлке, стрижки делала, осенью опять на работу вышла. Детей самих оставляла, только прибегала грудью кормить через каждые три часа. Так и выживала. Пьянки в доме не прекратились, но бить меня я его отвадила - когда в очередной раз руку поднял, скалкой огрела. Утром объяснила, откуда у него шишка на лбу.
Летом совхоз дал нам новую квартиру. До этого в старом медпункте жили. Жильё недостроенное: ни полов, ни печки, ни стекол в окнах. Все сама доделала (спасибо, папа всему научил в детстве). А муж с друзьями паровое провёл. Соседи попались хорошие, не пьющие, жизнь стала налаживаться, но у мужа обнаружили открытую форму туберкулеза и каверну в лёгких (пил с друзьями из одного горлышка, где-то палочку подхватил). Испугался очень: пить, курить бросил. Стал упорно лечиться.
Больница была от нас 150 км, за один день не обернёшься, проведывала его редко: двое детей, работа в 2 смены, хозяйство, только продукты, что повкуснее, да пожирнее, с соседом Колей передавала.
Сделали ему операцию, через два года приехал оттуда с новой женой. Я от обиды дара речи лишилась, даже ничего забирать не стала, только коровку продала и уехала к родителям. Они меня холодно встретили: зачем привезла своих туберкулёзных детей (у нас не было ни у кого заболевания, но мы всё равно стояли 5 лет на учёте, как контактные).
Промаялась год, и уехала с сыном в Уральск, где был для него специализированный детский сад. Ему 3 года было, но я смогла научить его читать. Придумала свою методику, а потом мне показали в садике, как глухих учат говорить и читать. Дочь осталась у бабушки с дедушкой, они её больше любили. А сына дебилом считали, хотя кроме глухоты у него других отклонений не было.
Жизнь с нуля
Незнакомый город. Живём в гостинице, проходим медкомиссию в детский сад. Деньги быстро тают, уходят, как вода в песок. Начинаем искать жильё, с утра до вечера ходим по всем объявлениям, но с ребёнком никто не берёт на квартиру. У сына маленькие ножки. Быстро устаёт, просится на ручки, но сколько я могу его пронести? В 3 года вес уже приличный. Иногда накатывает такая тоска, хоть в петлю головой. Тогда начинаю твердить себе строчки из песни: «после радости - неприятности по теории вероятности» И хотя радости давно уже нет, но должно же когда-то и повезти! Так в поисках прошёл август, завтра выходить на работу, а мы ещё бездомные.
Вечером вдруг увидела на остановке новое объявление, написанное корявым старческим почерком. Это наша последняя надежда. С трудом находим нужный дом. На улице темнеет. Звоню в дверь, никто не открывает. В измождении опускаюсь на ступеньки, идти уже больше нет сил. По лестнице кто-то медленно поднимается. Это наш старичок пришёл с прогулки. Совсем старенький, 83 года, ветеран войны, полуслепой, забытый своими родными благополучными детьми (а их у него 5). Мы ему очень нужны, а он - наше спасение в этом чужом бездушном городе. (Я ведь уже обращалась к властям, просила комнатку в общежитии. Никто не помог.)
Устраиваюсь на работу, через год забираю дочь. Так бы может и жили с дедушкой душа в душу, да дети спохватились, стали в гости ездить. Показалось им, что я из корыстных целей здесь поселилась и хочу квартиру заполучить. Стали между собой грызться, делить квартиру дедову(хотя у каждого своя трёхкомнатная), на перебой к себе жить переманивать. Дедушка два года держался, потом ушёл к дочери жить, квартиру внучке отписал. Как сложилась его дальнейшая судьба - не знаю, но низкий ему поклон за доброту и заботу.
Снова хождения по улицам Уральска в поисках жилья, но тут приезжает папа и предлагает сложить наши сбережения (5 тыс рублей) и купить маленький домик. Покупаем, ремонтируем, начинается новая жизнь. Все входит в нужное русло, дети подросли, быт налажен, прошлое подзабылось...
И вот начинаю осознавать: уже 30, половина жизни, на пороге перестройка, сплошной продуктовый дефицит. Пора искать друга на спокойную старость. О любви речь не идёт, хватит, я теперь учёная. Два раза наступать на одни и те же грабли не собираюсь. Значит, брак по расчёту.
Долго искать не стала, если мужчина солидный и обеспеченный, так его давно подобрали. Вспомнила, что по молодости нравилась одному знакомому врачу. Он старше меня на 10 лет, есть квартира, машина, прибыльная работа. Закинула удочки, встретились как бы случайно в троллейбусе, клюнул.
Стал в гости наезжать. Старшая дочь, истосковавшись без отца, стала папой называть. Это склонило чашу весов в его пользу. Смущало только, что скуповат. Конфетки детям не купит. Но думала, что это пройдёт, просто привык всю жизнь жить для себя. «Замуж» пришлось тянуть на аркане: то отговаривался, что уже стар для меня и лыс, да ещё и инвалид, то боялся, что детей своих не будет. Пришлось затянуть в постель и забеременеть, чтобы доказать, что в этом отношении у него всё в порядке. Очень обрадовался, но жениться не спешил.
Родилась дочь Леночка - вылитый отец. А он всё «приезжающий в гости муж», причём понянчить не прочь, а дать копеечку на ребёнка – это нет. Вот переедете ко мне жить (а это другой город), тогда буду кормить и одевать. Полтора года растила троих сама, тем более, школы для сына в Актюбинске не было, а оставить его в интернате я не могла. Дочь пошла в садик, я вышла на работу. Но постоянные садиковские болячки, слёзы по утрам доконали меня в конец. Отработала первую четверть, пустила в дом квартирантов и переехала к нему жить. Работать пошла в садик, в школе мест не было, в разгар учебного года.
Вроде семья собралась вместе, живи и радуйся, но не тут то было. В квартире холостятский уют, но ничего не перекрашивайте, не ремонтируйте, не трогайте, мне так нравится. Муж – четвёртый ребёнок, лучший кусок мяса ему. Лена в садике поест, а старшие вечно голодные, пока из школы пришли, папа всё съел. Деньги свои в кармане при себе носил, продукты покупал редко, любил в лото играть. Покупал листочки чемоданами, но никогда ничего не выигрывал.
На улице девяностые, зарплату мне платят мешками сахара, китайской тушенкой, рожками. Отвозили родителям в деревню, взамен брали картошку, мясо, яйца. У них в магазинах шаром покати, а своё натуральное на продажу в город везти далеко. С родителями отношения наладились, осталась я единственная, кто помогал им выжить, братья учились в институтах и жизнь свою устраивали. Отец стал болеть, каждый раз, приезжая на выходные, я со страхом смотрела, как он тает. Теперь мне хотелось приласкать его, поддержать. Но на все мои проявления чувств он отвечал: «телячьи нежности».
Радужные надежды на устроенную жизнь постепенно растаяли, как утренний туман. В селе закрыли последние магазины, медпункт. Мы решили забрать родителей в Уральск. Купили дом в Желаево, 5 км от города. Муж с нами не поехал, сослался, что не хочет терять работу. Лена только закончила первый класс. Уехали, про дочь не вспоминал - выживайте, как умеете. Через год подали на алименты, очень обиделся. У папы обнаружили рак, он успел только отремонтировать дом внутри и умер. Я стала теперь главой семьи, переложив на свои хрупкие плечи всю отцовскую работу по дому. Дом был кирпичный, и мы в нём постоянно мёрзли зимой (силикатный кирпич 99% тепла отдаёт на улицу). Летом с детьми решили утеплить шлаком стены, лили их на высоту 2,5 метров, построили сеновал.
Сено косили для коровки в лесу серпами, возили траву в мешках и во дворе сушили. Дрова сухостой носила на плечах. И до сих пор их так заготавливаю уже 14 лет, только мои помощники уже выросли и живут в Екатеринбурге. А я живу с мамой, ей уже 78 лет. Как я её одну брошу?
Когда появились первые внуки, поняла, что болеть некогда. Перешла на новый ритм жизни: купаюсь в озере, как только лёд сойдёт, успеваю работать в две смены, забочусь о маме, помогаю выжить в этой трудной жизни детям.
Моя работа
После окончания училища 14 лет работала в селе учителем физики и математики. Ситуация сложилась смешная: молодая, хрупкая учительница, 19 лет, а в 9-10 классах высоковозрастные дяди - борода и усы растут. Отвечать стесняются, многие влюблены были, когда замуж вышла и пришла в класс с обручальным кольцом на пальце, так устроили мне забастовку. Первый год проверяли на выживаемость: суслика в класс принесут, на стол поставят, молодую змею в коробочке подарили. Я только смеюсь, сама не так давно сусликов ловила – этим меня не удивишь.
С деревенскими детьми работать интересно, они чистые, открытые, правдивые. Смотришься, как в зеркало, свои поступки по ним сверяешь. Только надо любить свой предмет и суметь увлечь, тогда и математика с физикой станут любимыми. Конечно, были и слёзы, и неудачи. Первый год крепким орешком стал для меня седьмой класс. Одни мальчишки, знания слабые, таблицу умножения и то плохо знают, какая уж тут алгебра. На уроках на «ушах ходят». Сначала подобрала ключик на уроках пения (я ещё музыку вела, на баяне играла). Стала с ними разучивать военные песни, у мальчишек голос в этот период ломается, как раз для них. Потом уж много занималась после уроков дополнительно, составляли электрические цепи. Приборов по физике много было, но до меня их даже из коробок не распаковывали.
Сама физику и математику очень любила и смогла ребят зажечь. А вот Саратовский институт, куда я поступила заочно, пришлось бросить. Замучили головные боли, стала падать в обмороки. Врачебная комиссия вынесла вердикт: или институт, или сумасшедший дом.
Неоконченный ВУЗ ещё не раз сыграл в моей жизни роковую роль. Вышел закон, где запрещалось работать не по специальности. До него я вела любой урок на замене, работала завучем и один год директором, когда школа осталась без руководителя (кто хочет работать в глубинке?). После выхода закона пришлось перестроиться и вернуться в начальные классы. Работала уже в городе. Взялась со страхом - а вдруг не смогу научить читать и писать, ведь они такие маленькие и ничего не умеют. Опять были слёзы и бессонные ночи, огромный учительский опыт не помогал. Подбор класса: дети из семей алкоголиков, брошенные, голодные, завшивленные, грязные. Нередко домой забирала: отмыть, накормить, потому что приведу ученика домой, а там пьяные папа и мама. Ребёнок вцепится в меня ручонками и оставаться дома не хочет.
Менялись времена, каждые 6 лет круто менялась моя судьба, постоянные переезды, но вот теперь у меня последний мой первый класс. Они такие маленькие, всего по 6 лет, я для них самый близкий человек, потому что молодые родители зарабатывают деньги и им не до детей. Я отдала школе всю свою жизнь, но у меня только 2-я категория. Всё тот же закон - нет высшего образования, получай по минимуму, категория не положена. В селе родители стараются отдать ребёнка в мой класс. Даже из казахского класса, где ребёнок не усваивал программу, перевела ко мне бабушка внука и сказала: «Если тебя Т.И не сможет научить читать и писать, то тебя уже никто не научит». Но в школе никому не нужен мой опыт, поэтому через год 28 июня 2014 года меня тихо проводят на пенсию.
О современном образовании и его подводных камнях…
Советскую школу раскритиковали в пух и прах, хотя наше образование признавали лучшим в мире, и Запад перенимал наш опыт. Раньше каждая новая тема урока закреплялась ещё на 3-4, а потом шло 2 урока повторения. Вырабатывались практические навыки. Вот и помнит то поколение до глубокой старости таблицу умножения, быстро считает в уме, цитирует стихи наизусть. Моей маме 78 лет, она стихи и сказки Пушкина, Некрасова, Лермонтова наизусть читает. В магазине сдачу быстрее в уме посчитает, чем продавец на калькуляторе.
Сейчас мы скачем по темам, как белки по веткам. Каждый день новая, а потом из года в год те же темы во всех классах, только с углублением. Дети на уроке услышали, всё поняли, на другой день забыли, потому что знание должно перейти в умение, а затем стать навыком. А этого нет сейчас в современной школе.
Программы и учебники в начальной школе меняются ежегодно, то упрощают, то усложняют. Доходит до абсурда. Мы в 4 классе учим математику по учебнику 2012 года и решаем задачи на движение вдогонку и бассейны, в которые вливается и выливается вода (физика 8 класс советской школы), а переходя в 5 класс, мои ученики учатся по устаревшей программе 2009 года. Зачем тогда «задуривали» детям голову такой сложностью?
Были же в нашем образовании хорошие, свежие идеи. С 1986 по 1990 годы разрешали учителю составлять свою программу, используя лишь новаторские направления Амонашвили, Занкова, Волиной, Давыдовой. Дерзайте, творите, лишь бы знания дети на конец года показали не ниже стандартов обычной программы. Крылья за спиной выросли! И детям интересно, и учитель всё время в поиске. Кому-то наверху опять не понравилось, причесали всех под одну гребёнку, да ещё качество требуют не ниже 99%, нереальное. Учитель не Бог и не волшебник, хоть вывернись наизнанку. В любой первый класс приходят дети разного уровня развития, кто-то уже читать умеет, а другой одеться, поесть самостоятельно не может. До конца учебного года бьёшься, чтобы всех одновременно научить учебник на нужной странице и тетрадь открывать, ручку правильно держать.
Внедряли раньше классы выравнивания, и это тоже было хорошо. Сама два года в таких работала. Детей в класс отбирали по степени подготовленности к школе. Класс «А» из лучших, в «В» слабых. Но до конца идею не продумали, требования по знаниям ГОРОНО одинаковые предъявляли. Не хотели учителя работать с теми, кто не мог выше тройки подняться. Но для детей это было хорошо. А то как у нас получается: идёт ребёнок в первый класс, глазёнки горят, он учиться хочет, да не просто так, а на «5»! Через месяц понимает, что-то с ним не так: другие дети уже читают, пишут, считают, а у него ничего не получается. Цифры до 10 запомнить не может. Он в этом не виноват, виноваты родители, потому что рос до первого класса, как трава в поле, никто с ним не разговаривал (200 слов словарный запас, звуки не все выговаривает), не научили простым бытовым навыкам, где уж ему наши «заумные» программы усвоить. Вот и чувствует он себя изгоем до 9 класса, а потом удивляемся, что суицид у нас среди подростков высок. Взрослая психика не выдержит, если тебя всё время ругают, а что о детях говорить…
Оставлять на повторный год обучения тоже давно запретили, мол, государство большие средства тратит на обучение каждого ребёнка. Только совсем непонятно, а что же выигрывает наше государство от того, что выпускаем мы неучей («3» пишем, «2» в уме), и пополняют они армию алкоголиков, наркоманов, бомжей, потому что не нужен безграмотный работник никому.
Хорошо, если у ученика есть трудовые навыки, бывает, науки не тянет, но руки «золотые» или спортивные успехи есть. Такие хоть как-то приспосабливаются в этой жизни. Конечно, дети сейчас умнее, чем их бабушки и дедушки в их возрасте 60 лет назад были, но и несчастнее. Никто дома с ними не играет, почти не разговаривает. Родители целыми днями носом в телевизор или компьютер, или работают с утра до вечера. Поэтому не сбрасывайте нас, бабушек, со счетов, мы ваша палочка-выручалочка.
Заметки на полях
«Ворона считает своего воронёнка беленьким, а ежиха – мягоньким», а для мамы её ребёнок самый умный и послушный. Вот и ищут мамы престижные школы, хороших учителей, деньги готовы большие платить. А может, не это главное? А надо, начиная с зачатия, любить его всем сердцем, трудиться над малышом, не покладая рук, потому что вы его ангел-хранитель, куратор, главный наставник в этой жизни. Моя младшая дочь, насмотревшись на то, как я работаю, своего ребёнка учит жить с пелёнок. В 1,5 года внучка знает все буквы (мама её специально не учила, купила звуковую азбуку и над кухонным столом повесила), различает цвета и форму фигур, в 2 года отгадывает загадки, наизусть читает стихи, хорошо рисует, танцует и многое другое, а сейчас просит меня: бабушка, научи читать. Потому что мама не пустила её развитие на самотёк, а трудится над ней неустанно.
Хотите, чтобы ваш ребёнок учился успешно, и с поступлением в школу ваша жизнь не превратилась в кошмар? Тогда начинайте упорно развивать его сейчас.
1. Разговаривайте с малышом, пока он ещё в животике и в пелёнках. Он уже всё понимает. Это поможет ему научиться говорить, развивается слуховое восприятие. Овладение речью вот 2 до 7 лет имеет ключевое для успешности обучения.
2. Не сюсюкайтесь, предметы ребёнку называйте полным словом «это машина – (и только потом - би-би». Все понимает, а ещё не говорит? Вы забыли научить его произносить звуки. Он просто не знает, как ставить язычок. Научите его перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать широким и узким, прятать внутрь рта. Начинайте утро с песенки гласных. Пение звуков ещё укрепляет горлышко, ваш ребёнок будет меньше болеть ангинами. А «мымымы» снимает стресс, укрепляет нервы.
3. Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите вокруг. Это для вас всё знакомо и привычно, а малыш познаёт мир. Отвечайте на все его почему, не отмахивайтесь: «Ты ещё мал и не поймешь.» Он понимает больше, чем вы думаете, и ему многое легче объяснить сейчас (например, вопросы пола), чем потом, когда он подрастёт, и вы сами начнёте смущаться от его откровенных вопросов.
4. Каждый ребёнок в детстве талантлив: учите рисовать, петь, читайте ежедневно книжки. Не отказывайтесь от его помощи: «Я тоже хочу с тобой стирать», «Дайте и мне молоток». Пару раз откажете, потом сам не захочет вам помогать и вырастет лентяем.
5. Используйте каждую минутку для познания. Гуляете по улице - назовите цветочки, травку, расскажите об их назначении, называйте по пути номера на домах, читайте плакаты, названия улиц. Слово запоминается целиком, а это тоже метод обучения чтению. Учите ориентированию в пространстве: «А сейчас мы свернём направо, потом пойдём прямо»
6. Воспитывайте в малыше жалость к братьям меньшим, бережное отношение к природе, внимание к людям. Правильное воспитание – это ваша спокойная старость.
7. Память тоже играет важную роль в обучении. У человека несколько видов памяти: слуховая, зрительная, тактильная (развитие мелкой моторики пальцев). Фольклор - лучший речевой материал: потешки, поговорки, скороговорки, песенки развивают слуховую речь и с удовольствием запоминаются ребёнком. Зрительную память развивают в играх на внимание, в наблюдении за предметами. Мелкую моторику пальцев развивают конструктор, пазлы, мозаика, плетение, вышивание.
Дерзайте! Судьба ваших детей в ваших руках. Успехов во всех благих начинаниях!
Когда начала работать в школе, любить только своих детей было мало. Я сразу прикипала сердцем к своим ученикам, они становились для меня родными, без разницы: послушный ребёнок или нет. Наоборот, с кем приходилось труднее в обучении и воспитании, тех и впоследствии ещё долго опекала. И что интересно: благополучные дети быстро забывают добро, год- два и здороваться перестают, а трудные до сих пор с большим уважением относятся. Я люблю своих детей, хотя пока работала, может быть и им не всегда хватало моего внимания, школа отнимает много времени. Я и теперь им взрослым помогаю, воспитываю внуков по мере возможности, живу далеко от Екатеринбурга. Насчёт мужей, вы тоже не совсем правы, я выходила не по любви, но окружила их заботой и вниманием, дарила свою нежность и ласку, создавала уют в доме.Без этого просто нет меня. Прощала постоянные измены, первый муж, кроме пьянства ещё не стеснялся и любовниц домой водить,знакомил, но я даже их не обижала, а пыталась втолковать, что \"зариться то вроде не на что, нет у него за душой ничего хорошего\" Но нельзя постоянно жить в атмосфере унижения, да и долготерпению когда-то приходит конец. \" Уходя, ничего не берите из прошлого.Как бы вас не жалели потом благодетели... Только вашу любовь унесите с собой, пусть сегодня заплачет она от обиды\" - это про меня пела В. Толкунова. Всё бросала и уходила.А я не боюсь начинать всё сначала, откуда только силы берутся. Хорошие отношения до сих пор с мужьями поддерживаю, всё давно простила. Основная забота для меня теперь старенькая мама, которая хоть и не любила меня, но я люблю её и стараюсь помочь ей дожить старость спокойно.Получилось, что я уж сильно хорошая, но не обо мне речь, а о том, что надо любить обижающих нас и уметь прощать. Любить этот сложный мир, помогать тем, кто оказался в беде,нуждается в вашем совете и помощи, но не ждать ответной любви. Это я к старости поняла и стала относится ко всему филосовски. Мне бы ещё себя научиться любить, а то стегаю себя кнутом, виню во всех промахах, ведь могла бы жизнь свою проще прожить, тогда бы и детям моим, которых я научила так же всем сочувствовать, легче жилось. А то тоже всем помогают и нянчатся с обездолеными.
н