Каким образом пережитое человеком в процессе рождения накладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь? Как с этим работать, а главное – надо ли?

Независимо от того, знает ли человек обстоятельства своего рождения, они являются для него первым достаточно сильным переживанием в жизни. По мнению психиатра Станислава Грофа, период беременности матери, а также процесс рождения и первые месяцы жизни фиксируются подсознанием человека и оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Точку зрения уважаемого Станислава Грофа о Базовых Перинатальных Матрицах мы изложили в нашей первой статье. В этом же материале – с помощью не менее уважаемых специалистов в области перинатальной и общей психологии – попытаемся проанализировать последствия влияния родового опыта на жизнь человека. Кроме того, познакомимся с рекомендациями специалистов по корректировке последствий «неидеальных» родов.

Эксперт: Юлия Розенсон, акушерка, перинатальный психолог. Принимает роды 15 лет, проводит занятия по психологической подготовке к родам, ведёт группы для мам с детьми по послеродовой адаптации. Воспитывает сына и дочь. Закончила Московский Институт клинической психологии и психотерапии по специальности «перинатальный психолог». Первое образование – УрГУ, факультет психологии, где защищала диплом по теме «Психология беременности». Сейчас получает третье психологическое образование в петербургском институте Гештальт-психологии по специальности «психотерапевт».

- Юля, скажи как практикующий психолог и акушер: эти матрицы Грофа – просто умозрительные заключения, или обстоятельства рождения на самом деле оказывают такое сильное влияние на всю последующую жизнь человека?

- Надо учитывать, что это всё-таки модель, одна из многих моделей в психологии. Но она действительно работает, и матрицы проецируются на дальнейшую жизнь человека. Я вижу подтверждение тому на практике, поскольку веду беременных, я принимаю роды и наблюдаю этих детей впоследствии на занятиях. Они вырастают на моих глазах, и я могу сказать: матрицы Грофа работают. Но важно знать: беременность и роды могут пройти великолепно, но в последующей жизни это может быть сведено на нет неадекватными действиями матери и других значимых для ребёнка людей. Особенно важны первые три года жизни ребёнка – это очень продуктивный период в смысле корректировки разнообразных отклонений. Точно также, как последствия благополучных родов могут быть сведены на нет последующими ошибочными действиями родителей.

- На характер ребёнка и его судьбу влияют, наверное, не только условия рождения и воспитания?

- Конечно! Мы должны учитывать (кроме тех же матриц рождения) многие другие вещи; то, что было определено ещё до рождения ребёнка и даже до его зачатия. Выражаясь научным языком, это – генетическая предрасположенность, багаж, унаследованный от предков. Одни и те же обстоятельства рождения при разных наследственных признаках могут одного ребёнка закалить, сделать сильнее, научить его противостоять трудностям, а на более слабого те же самые условия окажут травмирующее воздействие.

- В процессе обсуждения первой части статьи, где мы описывали матрицы Грофа, одна из мам сделала предположение: вполне возможно, что сценарий родов задаёт вовсе не мама. Возможно, ребёнок, рождаясь, провоцирует маму на то или иное поведение в родах. Насколько это обосновано?

- Я думаю, что такая позиция – это перекладывание ответственности на ребёнка. Конечно, так легче сказать: ребёнок сам виноват, такая у него жизненная программа. Но это не совсем правильно. Ведь из двоих (мама и малыш) мама всё-таки является взрослым человеком, с каким-то жизненным опытом и багажом знаний, а ребёнок рождается без этого опыта. И говорить, что ребёнок нас провоцирует, это отчасти детская позиция и желание избежать ответственности.

- А как же все красивые фразы о том, что «ребёнок выбирает»? Есть точка зрения, что ещё до рождения ребёнок выбирает страну, родителей, условия рождения…

- Ну можно сказать, «душа выбирает» и мы углубимся в эти духовные вещи!

- Судя по твоей интонации, ты относишься к этому весьма скептически?

- Мы не можем знать этого наверняка. Теорий существует множество, в том числе и религиозных, и эзотерических… Но мы не можем с точностью говорить об этом. И даже матрицы Грофа – это модель, а то, что было до рождения и зачатия нигде не описано достоверно. Но даже если вам нравится думать, что ребёнок «выбрал» вас – это не повод перекладывать на него всю ответственность. Ну хорошо, он вас выбрал. И тогда тем более: будьте счастливы и постарайтесь сделать всё, что от вас зависит, чтобы этот ребёнок не пожалел о своём выборе.

ПРОБЕЖИМСЯ ПО МАТРИЦАМ

Теперь с помощью Юлии Розенсон дадим советы по исправлению негативного опыта рождения. Чем младше ребёнок, тем большего эффекта можно достичь. Наиболее чувствительный в этом плане – «нежный возраст» до года. Впрочем, в возрасте до трёх лет также многое поддаётся коррекции, хотя и с большим трудом. После трёх браться за какие-либо исправления уже сложнее. (Впрочем, заметим в скобках, вполне возможно прожить и вовсе без всякой «корректировки матриц» - они так или иначе проявят себя в острых жизненных ситуациях, где с ними также можно будет работать.) Но об этой каждодневной работе мы расскажем далее.

Итак, описанная Грофом Первая Перинатальная Матрица длится от момента зачатия до начала схваток. В этот период, согласно его теории, спокойствие ребёнка может омрачаться негативными мыслями мамы, стрессами, волнениями, а главное – если беременность незапланированная – ребёнок может страдать от того, что его мать помышляла об аборте. Как можно впоследствии минимизировать последствия этого, если мама осознала ошибочность такого поведения? Рассказывает Юлия Розенсон:

- Уже во время беременности нужно постараться как можно скорее осознать неизбежность случившегося и принять этого ребёнка. Наладить с ним контакт можно через мысленное или словесное общение. Нужно попросить у него прощения, можно дать ребёнку имя и обращаться к нему по имени. Хорошо также вести дневник шевелений плода, прислушиваться к его реакциям на какую-то музыку, на другие звуки. Читать ему книжки, стишки. Похлопывание, постукивание, поглаживание по животу также помогает восстановить утерянный контакт… Всё это очень хорошо компенсирует стресс ребёнка от того, что меня не любят, я не желанный и мысли мамы об аборте (как угроза своей жизни) – весь этот негатив во многом сгладится. Также нарушения течения беременности могут быть сведены к минимуму сразу после родов, если происходит воссоединение с любящей мамой и скорейшее восстановление физического контакта.

Вторая Перинатальная Матрица не случайно названа Грофом «Матрицей Жертвы» – во время схваток ребёнок сталкивается с первой в своей жизни стрессовой ситуацией. Он испытывает давление, кислородное голодание и физическую боль. Усугубить воздействие этих факторов может не столько неадекватное поведение мамы в период схваток (панические состояния, жалость к себе, слёзы и истерики), сколько искусственные вмешательства в естественное течение родов. К таким, в частности, относится стимуляция начала родовой деятельности: вычислив (примерно) когда ребёнку следует появиться на свет, врачи делают женщине инъекцию гормона окситоцина и матка начинает сокращаться. Между тем, на сегодняшний день нет технологий, позволяющих с точностью определить, в какой именно момент роды должны начаться естественным путём – врачи могут назвать только «предполагаемую дату родов». Но все методы, позволяющие вычислить её, носят предположительный характер и основаны на усреднённых данных. Известно, что беременность у женщин обычно длится 40 недель, однако, роды в период с 37 до 42 недели также называются «срочными родами» (то есть начавшимся в срок). И вновь обратимся к нашему эксперту Юлии Розенсон:

- Юля, от чего ты бы хотела предостеречь рожениц в этой стадии родов?

- От стимулирования без основания. Схватки – при естественном течение родов – начинаются в тот момент, когда к родам готов и организм женщины, и организм ребёнка. Стимуляция же даёт родовому процессу неадекватное ускорение. На ребёнка роды оказывают более стрессовое воздействие. Схватки – необходимый этап как для матери, так и для ребёнка. При естественном течении интенсивность схваток нарастает постепенно. Ребёнок, конечно, испытывает гипоксию (кислородное голодание, или можно сравнить это с ощущением нехватки воздуха), но гипоксия не наступает сразу и надолго – по мере нарастания схваток ребёнок успевает к ней привыкнуть. Можно даже сказать, что в меру продолжительные схватки необходимы ребёнку для адаптации. Стимулированные же роды начинаются для ребёнка резко, от гипоксии внезапно страдают и нервная система, и мозг, ребёнок  испытывает боль. В этот момент он действительно ощущает себя жертвой – жертвой произвола взрослых, которые за него решили, когда роды должны начаться и как быстро они должны закончиться. Кстати, то же самое и с преждевременным проколом плодного пузыря: это крайне вынужденная мера, и я бы не советовала к ней прибегать без необходимости. Прокол пузыря усиливает кислородное голодание плода. А кроме того, прокол пузыря также ускоряет родовой процесс, как и гормональная стимуляция.

- Получается, что стремительные (то есть длящиеся 1-3 часа) роды это тоже не так уж хорошо?

- Да, для ребёнка лучше, когда схватки начинаются постепенно. Впрочем, при родах, которые иногда принимают за стремительные, схватки на самом деле длятся больше, просто первые схватки женщина не ощущает так болезненно, как более поздние. Однако, если маме не больно, это не значит, что малыш не испытывает давления. Также точно, как с обезболиванием – я бы предостерегла и от него.

- Почему? Мама меньше мучается – малышу не так страшно…

- Да, но его-то, между прочим, никто не обезболивает! Мы уже знаем, что в родах ребёнок, также, как и мать, испытывает страдания. Почему же о женщине заботятся, а о ребёнке – нет? Ведь, обезболивая роды маме, мы лишаем ребёнка положенной ему по праву порции гормона эндорфина – этого естественного обезболивающего средства. В нормальных, физиологичных родах, реагируя на родовую боль, организм женщины выделяет эндорфин (его ещё называют гормоном радости). И ребёнок этот гормон тоже получает. Если маме роды обезболивают – организм не получает сигнал к увеличенной выработке эндорфинов. Не получает их мама – они ей ни к чему, но не получает их также и ребёнок!

- Что происходит с точки зрения теории матриц?

- Этот период не зря называется «Матрицей жертвы». Состояние блаженства и покоя (к которому ребёнок привык в период беременности) в схватках сменяется агрессией окружающей среды. При нормальном течении родов формируется умение принимать изменения в своей жизни, умение терпеть и умение ждать. Если идёт нарушение в этот период родов, то человек «фиксируется» на Матрице жертвы, и в дальнейшей жизни ему сложно принимать изменения. Как только они начинаются, он либо впадает в депрессию, либо, напротив, паникует вместо того, чтобы подождать; начинает бессмысленно действовать и теряет энергию. В жизни есть ситуации, когда решение проблемы не зависит от нас – нужно переждать, потерпеть, расслабиться. Надо уметь дождаться наступления следующего периода (у Грофа это Матрица борьбы), то есть дождаться того момента, когда мы должны будем начать действовать, и это принесёт результат. Кстати, наблюдая за женщинами, я вижу, что большинство современных взрослых женщин «застряли» на этом периоде, то есть, вероятно, имелись какие-то нарушения в период схваток. Нам плохо – мы не можем расслабиться и потерпеть, не можем подождать более благоприятных условий. Не чувствуем разницу когда ждать, когда действовать. Это характерно для многих женщин.

- А как быть с теми, кто рождён через кесарево сечение?

- Здесь нужно смотреть: были схватки у мамы или нет. И если были, то как они начались – была ли искусственная стимуляция. И как мама проживала схватки. Чаще всего, если мама грамотно вела себя в схватках, и если роды начались естественно, без стимуляции, у кесарят с этой матрицей проблем быть не должно. У них могут возникнуть .. даже не проблемы, а особенности характера, связанные с отсутствием матрицы борьбы – то есть следующего периода родов…

- О проблемах в период потуг мы расскажем чуть позже. А сейчас: когда и как можно скорректировать нарушения, имевшиеся в период схваток?

- Детки, прошедшие стимулированные роды, отличаются, как правило, гиперактивностью и неуравновешенностью. Их нужно учить терпению и спокойному ожиданию. Оказавшись в стрессовой ситуации, они начинают хаотично действовать – у них нет «режима ожидания». А ведь это очень важное умение: когда человек, ничего не предпринимая, оценивает ситуацию, прикидывает в уме дальнейший план действий и не паникует в безвыходной ситуации. Для таких детей – в более позднем возрасте – хороши командные игры, когда нужно, например, по очереди бросать кубик или дожидаться своей очереди в спортивных состязаниях. В более раннем возрасте в играх с тем же мячом уже можно учить малыша усидчивости: один взрослый бросает мяч, а другой вместе с ребёнком ждёт, когда мяч прикатится. Обязательно все эти моменты проговариваются и объясняются: «не спеши, нужно дождаться, когда мячик сам к нам прикатится!» и после того, как мяч прикатился, обязательно похвалить ребёнка за ожидание, подчеркнуть этот момент: «ты подождал – и получил то, что хотел».

- Когда это можно начинать?

- Буквально с шести-семи месяцев, когда ребёнок начинает ползать и идёт первый отрыв от мамы. Если на протяжении первого полугодия жизни у ребёнка закладывается базовое доверие к миру, то после полугода начинается постепенный отрыв от мамы. Этот постепенный отрыв продолжается лет до полутора, и в конце этого периода расставания малыша можно, в частности, отучать от грудного вскармливания...

ОТВЛЕЧЁМСЯ: ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ – ДОКОЛЕ, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ.

Услышать такое заявление от акушерки с пятнадцатилетним стажем для меня было настоящим открытием: ведь сейчас пропагандируют кормить грудью до двух-трёх лет и даже дольше! Однако, как выяснилось, искусственно затянутое грудное вскармливание ничего хорошего ребёнку не приносит. В силу психологических особенностей этого возраста, ребёнок года-полутора уже готов расстаться с «титей». Затягивание же этого процесса не просто бесполезно, а может в будущем обернуться психологическими проблемами у ребёнка: такими, как склонность к разного рода зависимостям и неумение чувствовать границы своего и чужого «Я».

Безусловно, сроки развития у всех детей индивидуальны, но сигналом для родителей к тому, что пора заканчивать грудные кормления, должно служить то, что ребёнок:

А) проявляет интерес к самостоятельной еде, копирует взрослых и уже хочет научиться учится есть и пить сам;

Б) учится отдавать, делится игрушками или пробует кормить кукол, людей, животных и очевидно испытывает радость от процесса отдавания (кормления);

В) проявляет интерес к горшку и к его содержимому;

Подробнее о том, как заканчивать грудное вскармливание с наименьшим стрессом для малыша - тема отдельной статьи. Сейчас же, подводя итог, скажем лишь, что с точки зрения теории Базовых Перинатальных Матриц излишне затянутое (после полутора лет) грудное вскармливание искусственно задерживает ребёнка в состоянии «Первоначального рая» (фиксирует на Первой Матрице). Но нельзя жить в раю вечно – когда-то заканчивается беременность, когда-то должно закончиться и грудное вскармливание (как этап мягкой адаптации ребёнка к окружающей действительности). Отрыв же от материнской груди для ребёнка равносилен рождению, самостоятельному «выходу в люди». И от грамотного поведения мамы в этот период во многом зависит то, насколько безболезненным будет этот отрыв и сумеет ли ребёнок научиться жить в мире людей и взаимодействовать с ними.

И СНОВА МАТРИЦЫ

Потуги – описанные Грофом как Третья Перинатальная Матрица – это ситуация, когда от ребёнка, наконец, что-то зависит. Он делает «первый шаг» навстречу этому миру – продвигается по родовому каналу. Гроф назвал этот период Матрицей Борьбы. Закладываются такие качества личности как умение постоять за себя и противостоять трудностям, активно отстаивать свою жизненную позицию и естественным образом бороться за лучшее.

Прохождение родового канала – одно из самых сильных эмоциональных переживаний человека. Если в этот период имели место нарушения (такие, как экстренное кесарево сечение или прекращение родовой деятельности и наложение щипцов), закладка этих качеств личности произошла с нарушениями. Впрочем, всё можно исправить. По мнению Юлии Розенсон, наиболее благодарное время для корректировки – ранний возраст:

- Очень хороши – особенно для кесарят – упражнения на преодоление трудностей. Ведь малыши, рождённые через кесарево сечение, не имеют этого родового опыта преодоления трудностей. Но научить этому можно через физические упражнения, очень хороши для кесарят динамическая гимнастика и раннее плавание с проныриванием. Причём, это делается не просто для удовольствия и при малейших капризах прекращается, - для мамы и ребёнка упражнения должны стать серьёзной работой. Мама помогает ребёнку пройти урок, получить тот опыт, которого он лишился при рождении. И маме нужно быть готовой к встрече с естественным сопротивлением ребёнка. Могут быть и слёзы, но это как раз сигнал для мамы, что она на верном пути.

- Сейчас все скажут, что ты призываешь измываться над кесарёнком…

- Нет, ни в коем случае! Все упражнения выполняются с одобрением, с эмоциональной поддержкой. Мы не просто бросаем ребёнка в воду и смотрим, как он поплывёт – мы его ободряем, отмечаем его успехи и радуемся вместе с ним. Наверное, это и есть самое важное – научить ребёнка, у которого были нарушения в Третьей Матрице, радоваться тому, что у него что-то получается, радоваться самому процессу действия. Очень хорошо подойдёт для маленьких деток упражнение «замок» – мама немножко придавливает ребёночка и он должен выбраться. Это можно сделать рукой, можно маме встать на четвереньки, приглашая его «проползти под мостиком»… Подойдут различные матерчатые трубы и туннели.  Вариантов много. Упражнение выполняется в игровой форме, но вместе с тем это должно быть достаточно ощутимое для него давление – ведь он должен научиться преодолевать, сопротивляясь. Иначе эта игра не будет нести той смысловой нагрузки, которую мы закладываем в понятие «коррекция матриц». Но здесь важно не уйти в другую крайность: если поставить перед ним неразрешимую задачу – это ещё хуже. Он вовсе откажется выполнять и упражнение, и вообще может закрыться и отказываться делать что-либо. Это не должен быть травмирующий опыт. Опыт преодоления трудностей, но не безвыходные ситуации. Кесарятам показан лет с трёх серьёзный спорт – не физкультура для здоровья, а именно преодоление серьёзных трудностей. В три года адаптивные способности достаточно большие, пора начинать. Лет до девяти – есть возможность коррекции, после этого уже сложнее. Считается, там он вступает в ранний подростковый возраст. У кесарят, кроме прочего, есть сильна эмоциональная зависимость от мамы. А также может быть обратная ситуация – ребёнок отвергает маму, бросает грудь, сопротивляется телесному и эмоциональному контакту. Развивается  склонность к любого рода зависимостям – ребёнок однажды уже «потерял» маму, когда  его внезапно вытащили на свет, и теперь он боится потерять её вновь. И как результат: либо излишне, цепляется за неё, проявляя признаки болезненной эмоциональной привязанности, либо отвергает и избегает матери.

- Эта болезненная привязанность к маме характерна только для детей, рождённых через кесарево?

- Нет, это может быть результатом других проблем, таких, как стимулированные роды или серьёзные стрессы во время беременности. Кроме того, у таких деток могут возникнуть сложности в детском саду: болезненная привязанность к маме, страх потерять её усложняют процесс адаптации. Поэтому особенно важно дать ему почувствовать мамину эмоциональную поддержку в первые дни привыкания к садику. Кесарёнок нуждается в этом как никто другой. Первый поход в детский сад для него равносилен рождению – он снова сталкивается с безвыходной ситуацией, оказавшись в детском саду. И хочешь - не хочешь – нужно выстраивать коммуникации, отстаивать свою позицию, одним словом, участвовать в естественной борьбе за лучшее. Вот вам и та самая, упущенная в родах Матрица Борьбы. Её можно наверстать в три года, когда ребёнок идёт в садик – то есть по сути, рождается как член коллектива…

КСТАТИ, ПРО ДЕТСКИЙ САД

Рекомендации мамам, впервые отправляющим ребёнка в детский сад, практически те же самые, что и в потугах. Поддерживайте, ободряйте и помогайте справиться с трудностями, но! Не надо, что называется, «навешивать» ему свои страхи и опасения по поводу предстоящей жизни в детском саду. Помните – первый поход в детский сад для него - важный этап становления личности. Помогите ему справиться с трудностями, а не сбегайте из некомфортной ситуации вместе с ним.

Трёхлетний ребёнок во многом ориентируется на реакцию мамы. Если она нервничает и ждёт от ситуации плохого, ребёнок тоже начинает нервничать. Каким бы ни был садик – мини или «макси» :) – настраивайте ребёнка на спокойное пережидание трудностей, на конструктивную борьбу за «место под солнцем» и в дальнейшем – взаимодействие со сверстниками и взрослыми, советует Юлия Розенсон:

- Выход в общество это закономерный этап, переход ребёнка к автономному существованию, также, как отрыв от мамы в родах (перерезание пуповины – когда-то же оно должно было случиться!) или окончание грудного вскармливания. Именно в три года адаптация к детскому коллективу происходит наименее безболезненно. При этом часто встречается желание мамы, условно говоря, «переносить» эту беременность, «переходить беременной» (продлить то блаженное состояние, когда существуют только мама+малыш, то состояние максимального комфорта, первоначального рая). То есть по сути мама тормозит развитие ребёнка на Первой Матрице. Но ребёнку просто необходимо развиваться – встречать на пути сложные ситуации и преодолевать их! Мамы же, затягивая с детским садом, нередко проецируют свои чувства и нерешённые проблемы на ребёнка. Возможно, это боязнь собственной нереализовованности: чем я буду заниматься, если рядом не будет ребёнка? Ответ на этот вопрос лучше поискать заранее. Тогда легче получится «отпустить» не только ребёнка во «взрослую» жизнь, но «отпустить» и себя саму в этой ситуации.

- Если ребёнок поздно пошёл в детский сад, чем это грозит ему?

- Чем позже отдан ребёнок в детский сад относительно этого периода (назовём его периодом готовности, то есть около трёх лет), тем сложнее у него идёт адаптация к социуму. Точно также и у переношенных новорождённых сложнее идёт адаптация после родов, да и сами роды переношенный ребёнок переживает гораздо сложнее. Как, кстати, и недоношенный. Мы можем сравнить: если в год мы отдаём ребёнка в ясли – это рано, как внезапный конец недоношенной беременности (он ещё не успел запастись базовым доверием к миру). И точно также первый поход в садик в позднем возрасте (допустим, около пяти лет) – это равноценно переношенной беременности, и для него адаптация в детскому коллективу будет сложнее, ведь он так долго жил «в раю» и успел привыкнуть к нему… Так что три года – это наиболее благоприятный срок для первого похода в детский сад. Но это при условии, если первые три года жизни ребёнка прошли нормально – он успел запастись тем самым «базовым доверием» к миру в эмоционально комфортной среде.

- Получается, рекомендации для родителей трёхлетки, пошедшего в детский сад, такие же, как для мамы, в начале схваток?

- Совершенно верно! Поддерживать контакт, сопровождать, успокаивать… Первые дни он сидит в уголочке, пережидает безвыходную ситуацию (как в схватках). Ему может быть даже страшно или как минимум непривычно, но выхода нет – из детского сада не сбежишь. Он приучается терпеть и наблюдать. И не нужно бояться этого – такая ситуация нужна ему! И трёхлетний ребёнок к этому готов (если, конечно, мама не навязывает ему свои эмоции). Затем начинается Матрица Борьбы – ребёнок уже не просто тихо сидит и ждёт маму, но вступает во взаимодействие с другими, происходят первые конфликты, нарабатывается опыт сотрудничества с другими. Теперь он уже не просто пережидает неприятный период – он должен отстаивать свои интересы, позиционировать себя в коллективе, завоёвывать авторитет и приобретать товарищей. Это тот самый период, когда ему нужна ваша помощь, как она нужна была ему и в потугах. Потом он адаптировался – символически «потуги» позади, снова наступает период относительного затишья . И снова четвёртая матрица (адаптации к новым условиям жизни) незаметно перерождается в первую (благополучие и спокойствие – ребёнок свыкся с обстоятельствами, адаптировался и они его больше не пугают). Ему комфортно в детском саду, приоритеты расставлены, авторитеты завоёваны. НО! Приходит момент – нужно идти в школу, и первая матрица – первоначального рая – сменяется периодом жертвы: ребёнок опять оказывается в новой для себя ситуации... 

И наконец, Четвёртая Перинатальная Матрица. Фредерик Лебойе описал выход ребёнка на свет как страшные муки: «рождаться также больно, как и рожать… первый крик младенца это крик ужаса, крик «нет!»». Переждав безвыходную ситуацию (период схваток или Матрицу Жертвы), успешно пройдя родовой канал (Матрицу Борьбы), ребёнок попадает в незнакомую, если не сказать враждебную среду. Единственное знакомое существо здесь – это мама, и от того, насколько быстро ребёнок встретился с мамой после рождения и насколько полным был этот контакт, зависит то, насколько благополучной будет Четвёртая Перинатальная Матрица (Гроф назвал её Матрицей Свободы).

При благоприятном течении процесса (выкладывание ребёнка на живот, скорейшее прикладывание к груди, пересечение пуповины не раньше окончания пульсации и так далее) у ребёнка формируются такие качества как умение принимать результат своего труда и такое глубинное ощущение как «Жить стоит!».

И напротив, разлучение с мамой сразу после родов, раннее пересечение пуповины и отсутствие телесного контакта и грудного вскармливания в первые часы жизни – вот наиболее частые нарушения в этом периоде. Рассказывает Юлия Розенсон:

- С точки зрения теории матриц происходит адаптация к результатам преобразований. Ребёнок терпел, боролся, и вот он вышел на свет. Был плодом, стал ребёнком – вышел на новый уровень развития, и к этому состоянию надо адаптироваться.

- Если имелись нарушения  в этот период (допустим, ребёнка сразу забрали от мамы и унесли надолго) – что тогда происходит?

- Фиксация на четвёртой матрице, действительно, происходит, если по каким либо причинам нарушается контакт с мамой. Воссоединение с мамой жизненно необходимо ребёнку, если воссоединения не было, то в последующей жизни, в ситуациях, когда надо приспосабливаться, это идёт у человека тяжело. Человек по жизни не чувствует себя удовлетворённым, чем бы он ни занимался, результат деятельности не приносит удовольствия. Нет ощущения завершённости процесса. Ведь воссоединение с мамой – это логичное завершение родов. Если это не происходит, роды для ребёнка так и остаются незавершёнными. Я боролся, я шёл к цели, но цель не достигнута, нет логической точки.

- Если проанализировать особенности отечественного родовспоможения, получается, что большинство современных взрослых россиян прожили этот период с нарушениями. Детей в роддомах уносили от мамы, на живот не выкладывали, грудь сразу не давали… А уж рюкзаков-кенгуру и слингов 30 лет назад не было и в помине!

- Да, это на самом деле характерная черта нашего населения – неудовлетворённость, недовольство результатами своей деятельности...

- Как это корректировать?

- В раннем возрасте – это скорейшее восстановление физического контакта с мамой: обязательно грудное вскармливание, ношение на руках или в слинге. В принципе до полугода, пока ребёнок не пополз, это естественная его потребность. Кстати, об этом же говорит Жан Ледлоф в книге «Как вырастить ребёнка счастливым». Приводит в пример племена, где матери носят детей на себе до тех пор, пока они не научатся самостоятельно передвигаться. Проводились исследования - у этих деток вообще нет неврозов. Также для тех, у кого был нарушен момент воссоединения с мамой сразу после родов, очень хорош совместный сон мамы и ребёнка. Что же касается грудного вскармливания, то должен быть больший по сравнению с другими детьми период кормления по требованию. В норме – в возрасте с месяца до трёх ребёнок выходит на кормления по режиму, но при потере контакта с мамой впоследствии период кормления по требованию должен быть продлён.

- Но, наверное, до разумных пределов? Не до года же его кормить по требованию…

- Нет, конечно, не до года. Но несколько месяцев – до трёх-четырёх… Ребёнок должен получить опыт удовлетворения желаний, не полученный в родах. Впрочем, всё индивидуально.

- На что нужно ориентироваться маме, заканчивая период кормлений по требованию и вводя режим?

- На эмоциональную реакцию ребёнка, на его поведение. Это ещё и от мамы во многом зависит – если она перегружает себя чувством вины, то тут другая картина... Мы сейчас уйдём в дебри, грудное вскармливание – это очень обширная тема. Особенно, если рассматривать этот вопрос с точки зрения психологии. С кормлением же по требованию всё индивидуально, и нет общих рекомендаций. Корректировка зависит от того, на сколько был потерян контакт, как долго это продолжалось...

СНОВА ОТВЛЕЧЁМСЯ: УСЫНОВЛЕНИЕ

К проецированию матриц на всю последующую жизнь мы ещё возвратимся, а пока ответим на вопрос, который интересует многих участниц ю-форума: как быть с усыновлением? Если с родными детьми обстоятельства рождения, пусть и далеки от идеальных, но по крайней мере, они известны, то в случае с усыновлением обстоятельства появления на свет чаще всего покрыты тайной. Все психологи, в том числе и наш эксперт, сходятся в одном: чем раньше взят ребёнок в семью, тем лучше:

- Адаптивные способности ребёнка максимальны в течение первого года жизни. Но и период от года до трёх – тоже благоприятное время для различного рода коррекций. Если вы не знаете условий рождения вашего ребёнка, то уж чего точно делать не стоит, так это фиксироваться на своих опасениях. Мы не знаем, что там было, мы не знаем, что за опыт ребёнок несёт с собой. Поэтому помнить о матрицах можно, но лучше сконцентрироваться на жизни с ним после усыновления и помогать ребёнку получать необходимый опыт в других жизненных ситуациях. Это детский сад, школа, все сложные ситуации. Вы не были со своим ребёнком с ним в родах, так будьте с ним и максимально поддерживайте его хотя бы в тех ситуациях, когда что-то от вас зависит.

И СНОВА МАТРИЦЫ: ВСЮ ЖИЗНЬ – НЕПРЕРЫВНОЕ КОЛЕСО РОЖДЕНИЙ?

- Юля, получается, что родовые матрицы мы проживаем всю жизнь!

- Естественно! Родовой опыт – это первое, но не последнее переживание человека. Та же первая матрица проецируется на четвёртую (точно также, как и в утробе, ребёнку вновь требуется физический контакт, после родов важно обеспечить скорейшее восстановление телесной связи через грудное вскармливание и ношение ребёнка на себе в первые месяцы жизни). Круг замыкается, когда новорождённый почувствовал себя в безопасности, он воссоединился с мамой, ему уже не так страшно, как в первые часы после родов. И до трёх лет, как и во время беременности, снова идёт период закладывания доверия к миру – ребёнку важно обеспечить эмоциональный комфорт и безусловное принятие. Года в три он снова попадает во вторую матрицу – в садик. Потом школа, потом окончание школы и выбор профессии. В идеале – это ещё и рождение самостоятельной личности в момент выхода из родительской семьи и начало жизни отдельно от мамы и папы. И уж затем, когда человек, что называется, «встал на ноги», извлёк необходимый ему опыт из самостоятельной жизни, он готов попадать в новую «безвыходную» ситуацию и создаёт свою семью. Строит новые отношения, в них какое-то время идёт «притирка», привыкание друг к другу. Идёт борьба и, в конце концов, всё заканчивается распределением ролей и обязанностей, и начинается позитивное сотрудничество. С появлением в семье  детей это благоприятное время заканчивается – снова люди вынуждены приспосабливаться к новым условиям существования…

- И наверное, то, как человек ведёт себя в той или иной ситуации, просто характеризует его, а перинатальные матрицы – это своего рода «маркеры»…

- Мы всю жизнь развиваемся! Из каждой новой ситуации мы должны извлечь какой-то урок, научиться чему-то (как ребёнок учится терпеть – во время схваток, и как он учится бороться за жизнь – в родовом канале). Мы всю жизнь или терпим и ждём, или  боремся за лучшее или адаптируемся к тому, за что боролись.

- Юля, да что ж это такое?! :) В чём смысл всех этих чередований? И когда-нибудь эта круговерть прекращается?

- Конечно, она прекращается! Когда человек умирает :) Как только развитие прекращается – человек выполнил задачу в своей жизни, и может уходить.

РЕБЁФИНГ: КАК, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ   

Итак, со слов нашего эксперта выходит, что описанные в теории господина Грофа матрицы рождения вполне универсальны и применимы к любой сложной жизненной ситуации: Утро, звон будильника и такой нежелательный подъём из тёплой постели = безвыходная ситуация матрицы жертвы; поездка в тесном транспорте и выход на своей остановке = своего рода прохождение родового канала; а выслушивание крика начальника за опоздание – чем не четвёртая матрица попадания во враждебную среду, к которой (хочешь – не хочешь) приходится адаптироваться?! :) Нужно помнить, что Базовые Перинатальные Матрицы – это всего лишь инструмент, которым можно воспользоваться для решения каких-то вопросов. Но видеть матрицы всюду – это уже, наверное, признак пограничного состояния.

Впрочем, существует психо-техника, с помощью которой человек может не только погружаться в глубины подсознания и проживать обстоятельства своего рождения (от английского re - повторное и  birth - рождение) – этот самый ребёфинг позволяет ещё и интерпретировать полученный опыт, и использовать его себе на благо. То есть для познания себя и развития. К слову сказать, техник, дающих возможность прикоснуться к глубинному подсознательному, существует множество: холотропное дыхание, вайвэшн, в конце концов, гипноз также позволяет работать с бессознательным. Впрочем, по словам Юлии Рознесон, извлечение ценной информации из своего подсознания – дело весьма хлопотное:

- Юль, ты проходила тренинги ребёфинга, и не один раз. Опиши свой опыт.

- Ощущения действительно сильные, можно пережить беременность матери  и собственное рождение, но это зависит от степени погружения в глубинное бессознательное. У организма срабатывают защиты – тебя «не пускает» туда, и это может быть неплохо, потому что так можно дойти и до разрушительных вещей. Ведь любая психотерапия имеет свои плюсы, но и также она имеет если не минусы, то, во всяком случае, меры предосторожности.

- Какие? Вот, например, может человек сесть и дома начать дышать-погружаться?

- Нет, ни в коем случае! Первые сессии надо проводить с ситтером, который будет курировать, «вести» и поможет  выйти, если тебя унесёт.

- «Унесёт» - ничего себе! Как это вообще происходит? Ты погружаешься в транс или … как там его?

- :) Да, это изменённое состояние сознания, его достигают с помощью дыхательных техник. Гроф погружал своих пациентов в это состояние с помощью психотропных веществ, позднее перешёл к практике холотропного дыхания. В любом случае ты погружаешься достаточно глубоко. Начинаются, прежде всего, телесные реакции – судороги, зажимы, довольно болезненные. Может заболеть голова, перекосить лицо. У меня болела голова, и было ощущение нехватки воздуха и пульсация в пупке – ощущения похожие, наверное, на переживаемое во время рождения. Но этим не заканчивается. Затем выходят на поверхность какие-то скрытые эмоции, человек начинает плакать или смеяться, затем возникают в мозгу картинки, какие-то воспоминания, обрывки прошлого. Некоторые уверяют, что вспоминали себя в других жизнях, в предыдущих воплощениях.

- Но ведь так может и крышу сорвать :)!

- Да, поэтому ситтер и нужен – чтобы помочь выйти человеку  из этого состояния и помочь ему этот опыт трансформировать. Иначе зачем всё это проходить? Полученное надо переработать, проговорить, проанализировать. Интерпретировать и использовать. Иначе ребёфинг – пустая трата времени, переживание острых ощущений, не более того.

- Тебе лично это помогло? Нужно было?

- Да, у меня прошёл ряд психосоматических заболеваний.

- Они сами собой исчезли, просто потому, что ты прошла через этот тренинг, или от того, что ты это осознала, поняла?

- У меня прошло независимо. Заболевания просто прошли и всё. Не через голову. Но, когда я пыталась повторить этот опыт, у меня не получилось погрузиться в это состояние - пошло отторжение. Организм не принимал, я думаю, что, по-видимому, сработала защита.

- Зачем вообще это нужно?

- Это хороший инструмент, который действительно корректирует психосоматику и работает с эмоциональным фоном.

- Но, наверное, не всем это показано?

- Прекрасно, если у человека всё здорово. Не болит – не лечи. Люди счастливые на такой тренинг не пойдут – они удовлетворены своей жизнью. На психотерапию идут те, кому что-то мешает жить счастливо.

- И всё-таки про матрицы. Можно ли прожить вовсе без всяких тренингов и корректировок? Жить себе, да радоваться… И  иметь дело лишь с текущим опытом, извлекать уроки  из того, что происходит сейчас, а не из того, что было в момент рождения?

- Как бы там ни было, любая психотерапия выходит на опыт человека при рождении. Будь это Гроф, Фрейд, Гештальд-терапия или другие виды… Опыт, полученный при рождении очень важен, и именно он руководит подсознанием.

- Получается, с чего начали, к тому и пришли: матрицы рождения потом всю жизнь руководят людьми.

- Роды – первая в жизни стрессовая ситуация. Первая, но не последняя. Вся наша жизнь проходит по этим циклам. Стабильность - изменение и адаптация к ней – борьба за лучшее – и снова стабильность. А отсутствие изменений – это прекращение развития.

Метки:
Этот материал был полезен?