изд-во: Эксмо, 2006 г.

Книга Уильяма и Марты Сирс, известных американских медиков, вырастивших восемь детей, известна в нашей стране под несколькими названиями, в сети более распространено название «Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о ребенке с рождения до двух лет». Эту полезную энциклопедию переиздают каждый год, во всех рекомендациях литературы для беременных и состоявшихся мам Сирсы указаны гвоздем программы. И не зря. Хочется надеяться, что когда-нибудь вместо упаковки памперсов в роддомах начнут дарить книги по уходу, по воспитанию и кормлению детей. Глядишь, свет развеял бы тьму. Многие посетители форума устали удивляться, сколько простых вопросов терзают молодых мам. Полистали бы они, что ли, Сирсов на досуге…

Как  ни  просто  это  звучит, многих родителей уверили, что они должны оставлять детей плакать, потому что нельзя поощрять "плохое" поведение. Но новорожденные не могут  вести себя "плохо"; они просто выходят на связь единственным возможным для них способом. Вообразите, каково было бы вам, если бы вы полностью  лишились способности координировать движения - вы не можете ничего делать для себя сами, а ваши призывы о помощи остаются без ответа. Ребенок, плач  которого не замечают, не становится "хорошим" (хотя он может стать тихим); он лишается желания проявлять инициативу и привыкает к тому, чего бы вам совсем не хотелось: смиряется с тем, что его не поймут и потребности  не удовлетворят. Человеку постороннему легко  советовать не обращать внимания на плачущего ребенка. Если только такой советчик не обладает повышенной чувствительностью, его собственное самочувствие не пострадает. Давайте  немного поэкспериментируем. Плач малыша в прямом смысле действует вам на  нервы. Если к груди кормящей матери прикрепить датчики для измерения кровотока, мы увидим следующее: заплакал малыш - и кровоток в груди матери  усилится, она почувствует непреодолимое желание взять ребенка на руки и  успокоить его. Плач вашего ребенка - могучее средство связи, предназначенное для обеспечения его выживания и развития. Не оставляйте плач без  внимания.

Итак, что же можно найти в этой объемистой книжке?

- подробнейшие списки вещей для роддома: маме и ребенку

- что нужно купить ребенку для первых месяцев жизни

- роды безопасные и безболезненные - советы

- физическое состояние ребенка и мамы, как прийти в норму после родов, как справиться с депрессией

- советы по уходу: купание, массаж

- грудное и искусственное вскармливание, необходимые атрибуты

- слинг, и как им пользоваться

- рекомендации по прикорму, соответствующие правилам ВОЗ

- возможные психологические проблемы

- выбор няни

- подробный обзор возрастных кризисов и достижений

- первые слова, первые шаги…

- кормление ребенка после года

- игры, путешествия

- здоровье, профилактика и лечение

 

И это еще не все.

В молозиве самое высокое содержание лейкоцитов и антител, причем  молозиво  вырабатывается  в  тот  период  жизни,  когда собственные защитные возможности у ребенка самые низкие. Еще одна совершенная связь. Молозиво можно рассматривать как первую иммунизацию ребенка.    Чтобы уяснить, как происходит иммунизация в результате питания  грудным молоком, посмотрим, что делает в кишечнике ребенка важный  член  команды иммуноглобулинов - иммуноглобулин А. В  первые  месяцы  не  вполне развившийся кишечник ребенка подобно ситу пропускает чужеродные вещества (белки) в кровь, что может вызвать аллергию. Иммуноглобулин А,  содержащийся в грудном молоке, обеспечивает защиту,  закрывая  места  утечек  в слизистой оболочке кишечника и предотвращая попадание  в  кровь  нежелательных микроорганизмов и аллергенов.  Система защиты непрерывно совершенствуется. Ваше молоко - изготовленный на заказ уничтожитель инфекции, сражающийся с патогенными микроорганизмами. Микроорганизмы вокруг вас непрерывно изменяются, но  ваш  организм имеет защитную систему, которая распознает дружественные и  вредные микроорганизмы. У детей самого раннего возраста эта система еще не сформировалась. Когда в организм матери внедряется новый возбудитель  инфекции, организм вырабатывает к нему антитела. Эта новая армия борцов с инфекцией через молоко передается ребенку. Теперь он тоже защищен. Динамический процесс иммунизации посредством молока непрерывно создает  защиту ребенку.

Книга адаптирована под американского читателя, некоторые продукты чужды нашей географии, не все советы подходят для нашей действительности. Это неважно. Пусть будет больше хорошей и разной литературы из серии «опять двадцать пять». К сожалению или к счастью, ее не бывает много. К сожалению – потому что ее много, а читают ее мало. Если кратко и в стиле Корнея Чуковского («и ставят, и ставят им градусники») охарактеризовать нынешние проблемы кормящих мамашек, получится следующая песнь: «и взвешивают и взвешивают после и до кормления… и думают, что молока у них мало, раз часто просит… и слушают и слушают бестолковых педиатров, советующих смесь не для здоровья, а чтобы отвязаться и поставить галочки «переведен и обезврежен»… и не берут на руки, чтобы не вырос бездушным нахалом»… (песнь в десяти томах)

Вы и ваш 3-месячный малыш, находящийся на грудном  или  искусственном вскармливании, прекрасно чувствуете себя и вам не  о  чем  беспокоиться, потому что он получает достаточное количество  молока.  Но  вот  однажды раздается телефонный звонок, это ваш семейный диетолог - бабушка. "Дорогая, что ест теперь наш малыш?" Вы молчите. Вы не открыли еще  ни  одной баночки с детским питанием, которые она купила внуку. Вы  оправдываетесь тем, что не стоит спешить давать ему твердую пищу, ведь ребенок получает все необходимое с молоком и выглядит  здоровым.  (Если  такие  конфликты случаются в моей практике, я советую родителям: "Сделайте козлом отпущения своего врача. Скажите бабушке, что доктор Билл посоветовал вам подождать еще немного".)  Движения языка ребенка и навыки глотания - вот на что в  первую  очередь должны обращать внимание родители, когда хотят  переводить  ребенка на твердую пищу. В первые месяцы жизни у детей наблюдается защитный рефлекс "выталкивания", который проявляется в следующем: если в рот попадают твердые частички пищи или инородные тела, язык автоматически выталкивает их, не давая малышу подавиться твердой пищей. В период от  4  до 6 мес. этот рефлекс ослабевает.

Авторы предлагают много развивающих игр, способствующих развитию мелкой моторики, координации. К примеру, как сформировать так называемый «пинцетный захват», чтобы ребенок из кучки мелких предметов выбирал один, а не сгребал всю кучу обеими руками. После полугода ребенок начинает брать предметы одной рукой, а не двумя: глаза, носы и волосы любящих родителей подвергаются серьезным атакам. Родное дитя подходит к делу с исследовательским задором: сначала мигающий предмет осторожно ощупывается кончиком пальца, а затем ждите разящего удара – моторика еще слабая, ребенок не может координировать точечные усилия, поэтому бьет сразу и наверняка, надеясь, что интересный предмет дастся «как-нибудь сам».

С наибольшим интересом во втором полугодии жизни дети выясняют  взаимоотношения предметов друг с другом: как большие игрушки  соотносятся  с маленькими и как маленькие предметы можно  положить  в  большие.  Совершенствование навыков рук и пальцев позволяет ребенку выдумывать  различные комбинационные игры с 1 игрушками - стучать одной по другой,  нагромождать игрушки в кучу и (самое любимое занятие) наполнять и  опустошать те или иные емкости. Умение манипулировать одновременно двумя  игрушками открывает для малыша практически бесконечные игровые возможности.  Дайте ребенку большое пластиковое ведерко  или  обувную  коробку  и посмотрите, как он постарается наполнить эти контейнеры всем, что  попадается. Теперь посмотрите, как малыш совместит кубик  и  контейнер.  Его разум и руки работают вместе, придумывая, как положить кубик  в  коробку и, конечно же, как оттуда его вынуть. Поиграв в "кладу и вынимаю",  он начнет потряхивать кубик в контейнере, получая огромное удовольствие  от раздающегося при этом звука. Посмотрите, каким внимательным и сосредоточенным стало выражение лица ребенка, занятого этими игровыми комбинациями.

Интересное наблюдение: ребенок переживает одиночество с особенной силой, когда двигается. Некоторые дети, научившись ползать, поминутно оглядываются, следит ли за ними мать. Осознав свое могущество, освоив новый навык, они могут ощутить смутную тревогу: вдруг, я убегу, а мамы не будет. Как будто разум догоняет тело: непоседливая тушка уже убежала, а голова сомневается: правильно ли я делаю, не исчезнет ли привычный мир за спиной.

Пусть вас не беспокоит перспектива воспитать ребенка чрезмерно зависимым от вас и нездорово прилипчивым.  Все  обстоит  как  раз  наоборот. Зная, что вы рядом, малыш не будет испытывать страха одиночества, сможет увереннее чувствовать себя в окружающей обстановке и вести себя  независимо. И вот почему. Предположим, малыш играет в комнате, полной странных игрушек и незнакомых детей. Он взывает к вам. Чтобы  успокоить  его,  вы киваете ему и говорите: "Все в порядке". Успокоившись, он быстрее осваивается в непривычной обстановке, время от времени  вновь  поглядывая  навас и удостоверяясь, что опасности по-прежнему нет. Присутствие человека, к которому ребенок сильно привязан (обычно это папа или мама, или кто-то из близких родственников), действует на него ободряюще. Он как бы  получает поддержку и одобрение собственных действий. В этом случае он не боится незнакомой ситуации, а спокойно начинает осваивать ее. По мере того как малыш взбирается по лестнице независимости,  он  не  перестает  нуждаться в человеке, который бы поддерживал эту лестницу.

Сирсы в рекламе не нуждаются, отдаем им твердую «десятку» с плюсом по десятибалльной шкале, дарим беременным подругам или беременным себе, а если пополнение в семействе пока не в планах, покупаем и ставим на полочку – ну, а вдруг…

Метки:
Этот материал был полезен?