Книжка будет полезна всем, кто только-только озаботился выбором детского сада или размышляет: быть или не быть
...
Изд-во: АСТ, 2006
Небольшая книжка из серии «Олеся Жукова рекомендует» является памяткой-справочником для мам, планирующих отдать своего ребенка в детский сад. Психологи подтверждают: идеальный возраст для детского садика – это 3-4 года. До него «сдача» в детсад может быть только принудительной: психика ребенка недостаточно сформирована для плотного общения со сверстниками и чужими взрослыми людьми, психологической пользы от коллектива в раннем возрасте 1-3 года очень немного. До трех лет ребенка отдают в садик только вынужденно – например, маме нужно зарабатывать на жизнь. Либо маму замучили добрые родственники: мол, балуешь ты ребенка, вырастет «разбалованный», «мамошный». Это самое «баловство» на деле является необходимым подспорьем для здорового состояния детской нервной системы.
Но есть немало детей, прекрасно адаптирующихся к садику с полутора лет. Их родителям повезло, что ребенок оказался «рожденным для коллектива» и не вынес из общения с ним психологических травм. Эти дети мало болеют, хорошо играют со сверстниками и переносят разлуку с мамой достаточно спокойно.
• Имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли? Самый оптимальный возраст для выхода "в свет" – четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что "чем раньше, тем лучше – быстрей привыкнет"! потому что это неправда. Годовалый карапуз, конечно, может "привыкнуть" к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть – это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс "всего лишь" частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление – далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоционально, интеллектуальном и физическом развитии малыша. Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года — возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко. Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются « неблагополучные» детки, то есть те, кому не слишком хорошо живется дома. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов, Они с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один - два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходит, зовут с пороги группы, а ребенок поворачивается спиной и, прячется за полкой с игрушками. И дело тут не в том, что малыш «заигрался», слишком увлекся какими-то своими важными малышовыми делами. Для полуторагодовалого карапуза встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать — самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми постепенно сглаживается, но до конца не исчезает еще довольно долго (хотя разные детишки в этом сильно отличаются друг от друга). Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников. Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью. Прежде чем решаться отдавать ребенка в ясли, нужно перебрать все возможные варианты, позволяющие оставить малыша дома. Поищите надомную работу, попробуйте договориться со знакомыми мамами о том, что будете по очереди «пасти» ваших детишек. Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает и при желании всегда можно найти какую-то альтернативу яслям.
В книге затронуты все нюансы, касающиеся устройства ребенка в детский сад: какие бывают детские сады, на что нужно обратить внимание в первую очередь, о чем расспросить заведующую. Как закалять ребенка перед садиком, как его готовить психологически, нужно ли в первые дни оставаться вместе с ребенком в группе. Ну, и актуальные проблемы: приучение к горшку, режиму, самостоятельной еде.
• Кого направляют в логопедический садик? Стоит ли стремиться попасть в такой детский сад? Во-вторых, в речевых садиках очень неплохо готовят к школе, поскольку по программе речевой группы проводится обучение чтению и письму, элементарным математическим знаниям, дается большой запас знаний об окружающем мире. В речевой группе, помимо воспитателя и няни, работает логопед. Он проводит индивидуальные и групповые занятия. Дети получают на дом задания, которые они должны выполнять вместе с родителями. Логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, дает индивидуальные рекомендации по занятиям с ребенком, обсуждает его проблемы и успехи. Если в садике есть группы для детей с ослабленным здоровьем, то в нем помимо педагогов работают педиатры, невропатологи, физиотерапевты, врачи ЛФК. В таких садах часто имеются бассейны, комнаты для релаксации, спортзал, кабинет физиотерапии. В штате сада может быть и детский психолог. Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде. Кроме того, в представлении многих родителей речевой сад неизбежно связывается с диагнозом «на всю жизнь». Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают. Что же касается опасений по поводу диагноза, который «испортит жизнь», следует понимать: само по себе пребывание в логопедическом садике, как и логопедический диагноз, вовсе не являются препятствием для поступления в хорошую школу. Напротив, как мы уже говорили, в речевых садах дети получают разностороннюю подготовку к школе. Другое дело, если нарушения речи связаны с той или иной формой задержки психического развития (ЗПР). Но для детишек с ЗПР существуют особые коррекционные детские сады, и это уже совсем другой случай. В целом же, нарушения речи у ребенка, пусть даже сравнительно незначительные, нельзя игнорировать. Если вовремя не обратить на них внимания, впоследствии у ребенка могут возникнуть трудности при обучении чтению и письму.
Адаптация к коллективу любому ребенку, общительному или меланхоличному, будет даваться непросто. Это его первые шаги в большом мире, до этого его общение было ограничено друзьями по двору или родственниками. С ними он виделся редко, не каждый день – или во время прогулки. И вдруг, он сразу оказался в толпе детей, да еще и с утра до вечера. Неизбежны мелкие конфликты, драки. К которым нужно было готовить ребенка не за неделю до садика, а за два года. Родители не всегда задумываются о том, как важно для ребенка уметь делиться (меняться) игрушками, а ведь песочница, как первый выход в социум, появляется в его жизни достаточно рано.
• Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду? Не тревожьтесь, не страдайте от чувства стыда за «агрессивное» поведение малыша: его стремление ухватить чужую яркую машинку не имеет ничего общего с агрессией. Помните: ведь он еще учится! Ваша задача — помочь ему в этом. Однако опасна и другая крайность: спокойно стоять в сторонке и с умилением наблюдать за тем, как ваше чадо нападает на других малышей, отнимая у них игрушки и ломая их куличики. К сожалению, на каждой детской площадке можно увидеть и такую маму. Ни в коем случае не надо ругать малыша, шлепать его — с психологической точки зрения он не совершает никакого проступка, захватывая чужие игрушки. Но успех придет к вам только в том случае, если вы будете очень последовательны. Одна из самых больших помех в таком обучении — добрые намерения других мам. Ваше чадо тянет из рук другого карапуза лопатку, а мама «жертвы», желая воспитать в своем малыше хорошие душевные качества, говорит ему: «Ну не жадничай, дорогой, отдай мальчику лопатку, пусть поиграет!». Если вы действительно хотите позаботиться о будущем своего ребенка, ни в коем случае не позволяйте принимать ему такой «дар»! И кстати, никогда не ведите себя подобно этой маме. Если на вашего ребенка нападают, пытаясь лишить его собственности, мягко, но уверенно пресекайте такие попытки. Главное спасение для маленького ребенка, которого еще довольно долго чужие игрушки будут привлекать больше, чем свои, — умение выражать свои желания в социально приемлемой форме. Проще говоря, научите малыша меняться игрушками! Даже годовалый малыш наверняка уже знает слова «дай!» и «на!», а если нет, то теперь быстро этому научится, потому что ему нужны эти слова. Заметив, что ваше дитя нацелилось на имущество соседа по песочнице, перехватите его и скажите: «Давай попросим. А что мы дадим мальчику?». Как правило, малыши охотно меняются игрушками. Но если «сделка» не состоялась, не затягивайте «переговоры», в конце концов, вы не можете долго надоедать другому ребенку, если он ясно выразил свое нежелание меняться игрушками. Отвлеките своего малыша, предложив ему какую-нибудь новую игру.
Оказавшись в чужом месте без мамы, ребенок часто приобретает вредные привычки. Психологи объясняют, чем грозят эти привычки, и стоит ли маме бить тревогу, если ребенок «вдруг» начинает сосать палец как маленькая ляля.
Вредные привычки. К таковым детсадовские воспитатели относят, прежде всего, привычку грызть ногти или сосать палец. Кроме того, бывает, что дети выдергивают волосы или ресницы, кусают губы. Прежде всего, нужно осознать, что само понятие «вредные привычки» к таким явлениям не очень-то подходит: оно подразумевает какую-то оценку. Мы привыкли вкладывать в это определение негативный смысл. Когда речь идет о детях, их «вредные привычки» часто воспринимаются взрослыми как плохое поведение или проявление упрямства. На самом деле подобные действия — это признак сильной тревожности или даже зарождающегося невроза. Поэтому на такие привычки обязательно нужно обращать внимание — но только не внимание ребенка! Ни в коем случае нельзя одергивать малыша, делать ему замечания, а тем более наказывать. Дело в том, что он и так уже наказывает себя. Обкусывание ногтей или выдергивание волос — это проявления так называемой аутоагрессии, то есть агрессии, направленной на себя. Сосание пальца — несколько иная история: это следы не до конца удовлетворенного сосательного инстинкта, стремление утешить и успокоить себя. Все в поведении ребенка имеет свое значение, свой смысл. Если адаптация к детскому саду проходит трудно, ребенка обуревают негативные эмоции. Он может бессознательно гневаться на мать, оставившую его одного; может испытывать сильные негативные чувства к воспитателям, вдруг занявшим место любимой мамы. Отношения с другими детьми в группе тоже не всегда протекают гладко. Одним словом, у ребенка может найтись немало причин для пробуждения гнева и агрессивных устремлений. Но выражение таких чувств находится под строгим запретом. Детей с первых лет и даже месяцев жизни приучают к тому, что гнев и агрессию нельзя проявлять открыто. Поэтому перед ребенком, охваченным такими эмоциями, возникают сразу две мучительных проблемы. Во-первых, он не знает, что ему делать с собственным гневом, как избавляться от излишков этой негативной психической энергии. Во-вторых, он чувствует себя виноватым из-за того, что вообще испытывает такое «нехорошее» чувство, как гнев. И в результате вся разрушительная сила этих трудных переживаний обращается на него самого. Именно таков (в самых общих чертах, конечно) механизм формирования "дурных привычек".
Многих родителей – да практически всех – ждет сюрприз: ребенок начинает врать. Сам взрослый человек умеет отлично врать, притворяться, льстить и пр. Он знает толк во вранье. Собственное вранье его смущает. И он пугается, услышав фантазии из уст собственного ребенка: что же из него вырастет, если он УЖЕ сейчас (в 3-5 лет) – врет? Просвещенные родители в курсе: дети никогда не врут от хорошей жизни – от хорошей жизни они фантазируют. Фантазии не равны вранью. Именно врать, если рассматривать вранье как проступок – ребенок начинает гораздо позже и всегда под давлением родительских ошибок в его воспитании.
Ложь. До определенного возраста дети не врут вообще — не умеют и даже не знают, что это возможно. К сожалению, потребность во лжи пробуждаем в своих детях именно мы, родители. Ребенок начинает врать, когда обнаруживает, что правду говорить опасно: накажут, засмеют или не поверят. Нельзя никогда не наказывать ребенка, но наказание должно быть таким, чтобы малыш понимал: плох был не он сам, а какой-то конкретный его поступок, и виноват он именно в том, что совершил его, а не в том, что об этом узнала мама. Лучше всего, если «меры пресечения» логично вытекают из самого проступка, а роль взрослого, который наказывает, сводится к минимуму. Конечно, маленькие дети могут сообщать вам недостоверную информацию не потому, что они врут, а потому, что просто не помнят, как было дело на самом деле, — или помнят как-то не так, При внимательном отношении к своему ребенку вы без труда отличите такие случаи «вранья» от всех прочих. Разумеется, в такой ситуации никак нельзя упрекать ребенка, доказывать ему, что он «соврал». Еще дети могут говорить неправду (или, что чаще, не говорить правды) от того, что им надоели ваши настойчивые расспросы. Родителям всегда советуют подробно расспрашивать детей о каждом дне, проведенном в детском саду: что ели, как спали, чем занимались и с кем играли. Сам по себе совет совершенно верный, но если ребенок не очень общительный и разговорчивый, а родители слишком настойчивы и даже тревожны, малыш может просто устать. Ему легче промолчать или отделаться какой-нибудь дежурной фразой, вроде «ничего не было, все нормально», чем отчитываться в каждом своем шаге. Так что, проявляя внимание к ребенку, все-таки соблюдайте известную умеренность. Если вы чувствуете, что ребенок сопротивляется обсуждению какой-то темы, оставьте его в покое и попробуйте вернуться к разговору чуть позже. Может быть, сейчас он действительно просто устал и не склонен к долгим беседам. А может быть, за его нежеланием говорить скрывается настоящее эмоциональное напряжение: в этом случае вопрос нельзя закрыть совсем, но нужно постараться прояснить ситуацию мягко, возможно, какими-то косвенными путями — в игре, придуманной сказке, рисунках.
Во второй части книги находится словарик «детский сад от А до Я», все садичные атрибуты и возможные проблемы располагаются в алфавитном порядке («В» - воспитатель, «И» - истерики, «О» - одежда и др.), каждому явлению отведен абзац – объяснение. Книжка будет полезна всем, кто только-только озаботился выбором детского сада или размышляет: быть или не быть.