Что даёт ребёнку школа? Образование? Несомненно да, но куда большим вкладом в его (ребёнка) развитие являются навыки социализации, поведения себя в коллективе, которые он получает в школе. Да, в рамках школы есть педагоги, но их задача не привить навыки общения, нет. Их задача традиционно ограничена преподаванием - обучением не столько навыкам общения, сколько наукам - математике, истории, географии и прочим. Общение… Общение начинается на переменах, в туалетах, столовых, там где зачастую педагог не сможет уследить, да в общем-то и не имеет такой задачи. Не секрет, что в коллективе класса отношения между сверстниками складываются не всегда мягко. Обязательно выделяется лидер, какая то группа ребят, которые его поддерживают, в обязательном порядке выбирается предмет насмешек и подчас злых шуток, а с возрастом положение таких ребят становится просто невыносимым. Среди девочек это выражено меньше, но уж если выражено - то со всей полнотой неистовства женской натуры.

Иногда дети скрывают от своих родителей истинный свой статус в маленьком детском коллективе, и это объяснимо - каждому родителю хочется, что бы с самых ранних лет ребёнок проявил себя и лидером, и хорошо учился, и чтобы книжки читал, но что бы и бегал быстрее и прыгал дальше всех. Ребёнок боится не оправдать возложенных на него родителями надежд и говорит что всё хорошо, что он самый-самый… Что вот и ребята его уважают и учитель хвалил… На самом деле школа для него может быть отнюдь не местом учёбы, а ненавистной клеткой, в которой его ожидают унижения от одноклассников, насмешки, издёвки, а то и побои.

Что же делать родителям? Весь день папа и мама на работе или заняты хозяйством, ну в самом деле, не ходить же с ребёнком в школу, карауля, что бы на переменах одноклассники не отбирали у него сладости и игрушки, что бы на обеде не отнимали у него пирожные… Ведь за ним не будешь ходить всю жизнь. Подчас, как только родители узнают о проблемах любимого чада, их опека принимает такой размах, что адаптация и реабилитация в рамках конкретного коллектива - класса, параллельных классов школы или дворов рядом с Вашим домом становятся невозможными - мальчику навешивают ярлык «маменькина сынка», с ним перестают общаться, он одинок, у него уже нет друзей - ведь кто будет водиться с «ябедой», тот и сам станет таким же отверженным.

Ребёнок сам ищет себе оправдания - он говорит сам себе - да, я слабый, хилый или толстый, поэтому я не могу дать сдачи, ответить на оскорбления обидчика. Но на самом деле виной этому - нерешительность, непонимание того, что уже нельзя молчать в ответ на оскорбление и необходимо ответить на прямое физическое насилие. Это непросто для ребёнка, ведь он живёт, играя, и ему очень хочется верить, что толкнувший его бутуз всего лишь шутит, вот ещё чуть-чуть пошутит и перестанет. Не перестанет, увы. Беззащитность приманивает.

Что же в итоге? А в итоге парень вырастет, но он не научился когда-то там, на ранних стадиях социализации, в школе, действовать решительно, защищать себя словом и делом, он не научился тому, что реальная жизнь - это не течение реки, которая несёт тебя что бы там ни делал по течению, что помощь родителей когда-то кончается, что надо слезать, наконец, с их шеи, что надо самому принимать решения, самому превзойти других, таких же, как ты, парней в учёбе, а потом в работе. Жизнь для мужчины - это определённым образом состязание и состязаться надо уметь. И научить вот этому - состязаться, добиваться чего-либо вообще, добиваться авторитета, заставить себя уважать - это задачи именно первичной социализации, которая происходит в самом раннем возрасте - школьном возрасте. Но перед школой такая задача не стоит. И потому вряд ли стоит упрекать школу в том, что она не даёт ребёнку тех навыков, которые, в общем-то, и не должна давать. Давайте скажем прямо - благополучие ребёнка - это задача нас, родителей. Никто не обязан и не заинтересован сделать для ребёнка больше, чем мы.

Так что же делать папе и маме, как научить ребёнка тому, что мы называем «постоять за себя», как привить ему дух здорового соперничества, научить добиваться поставленной цели, преодолевать трудности, быть на равных со сверстниками?

Таким путем мне видится спорт, и не просто спорт, а занятия контактными видами единоборств.

Единоборства бывают разные. Попытаюсь провести некий экскурс на эту тему. Итак:

 

1) Спортивные или прикладные?

Часто слышал, мол, заниматься надо для себя, а не для соревнований, чтобы морду бить уметь на улице - соревноваться не надо. И ещё - спорт мордобойный - он на улице реально не поможет, там всё иначе. Там и лёд, и снег, и на противниках сапоги, а ну как у них вообще нож…  И мол такому спортсмену рожу то легко набьют простые уличные хулиганы.

Всё это так, да не так. «То есть как?» - Спросите Вы.  Объясню. Те, кто много кричат о том, какие они жутко прикладные и о том, что у них спарринги не проводят, потому как любой удар - сразу насмерть, они должны родителя настораживать сугубо и трегубо. Почему? Вот почему: Тренировать удары, даже суперсмертельные - необходимо. Знать о том, что такой-то удар наносится так то и так то - этого мало. Нужно отточить этот удар до автоматизма. В противном случае пока ты раздумываешь как ударить правильно противник ударит не раздумывая. Это жизнь. Реальная, неуютная жизнь, в которой бьют больно и сразу и раздумывать о том как бить - времени нет. Потому автоматизм и только он. Учебники по физиологии утверждают, что для выработки автоматизма необходимо повторить одно и то же движение от 7000 (семи тысяч) раз. Причем не просто в воздух, а в ситуации максимально приближенной к реальной. В нашем случае - это с сопротивляющимся, перемещающимся и пытающимся тебя достать своим ударом противником. Можно досмерти избивать воздух, крутя каратешные ката, или полчаса кидать несопротивляюшегося партнёра через бедро, но стоит ему начать сопротивляться или стоит начать противнику рвать дистанцию или блокировать удары - всё совершенно изменяется. И вот уже никто через бедро не летит, а происходит некуклюжее возяканье на ковре, а вместо удара рукой с вложением и акцентом мы видим трусливые пятнашки. Поэтому спарринги - необходимы. Спорт - это та же драка, но с рядом ограничений - что бы не покалечить противника. И поэтому в спортивном состязании тебе противостоит зачастую куда более подготовленный, мотивированный и жесткий противник, чем простой уличный хулиган. Спаррингуя и соревнуясь, ребёнок разовьёт силу воли, ловкость, настойчивость, тренер ему поставит технику удара. И самое главное - опыт спортивных поединков даёт базовую уверенность в себе, что даже если пропустишь удар противника - не упадёшь кулем, а разбитые губы и нос - ещё не конец света. Именно спарринги и спорт формируют характер. Где нет спаррингов и соревнований - вряд ли возможно отточить технику и подготовиться к самому главному - психологическому противостоянию, борьбе воль. Именно поэтому по эффективности простой бокс стоит куда выше, чем вовсю разрекламированные айкидо и русский стиль. Потому что в боксе спарринги - основа подготовки. Уже через полгода бокса ребёнок уже вполне готов драться. Итого, чем больше спаррингов и соревнований - тем лучше. Именно поэтому для улицы спорт даёт куда больше, чем самые прикладные виды спорта с их смертельными ударами, которые в обстановке, близкой к реальности ни разу не отрабатывались. Именно поэтому лично я ценю куда выше спортивные разряды, чем цветные пояски, которые подчас даются просто за присутствие на тренировках.

 

2) Ударные или борцовские?

Вообще, если на одном ринге сойдутся борец и каратист, то кто победит? Борец? Каратист? А всё на самом деле зависит от самого борца или каратиста, от того насколько он сам тренирован, насколько в контакт работал на спаррингах, какой опыт спортивных боёв у него за плечами. И потому побеждает не единоборство, а человек. Про ребят, которые не соревнуются, я вообще не говорю - их на ринг-то не заманишь, не говоря уж про уличную драку. Иными словами, когда встаёт вопрос перед родителем - бороться отдавать ребёнка или боксировать, как на него ответить? В жизни, то есть в драке - надо и то и то. Но у разных детей предрасположенность к ударке или к борьбе разная. И подчас она не зависит ни от веса тела, ни от конституции, ни от того, что «папа всю жизнь боролся», к примеру. Желательно попробовать и то и то. Но возможно это куда как не всегда. Но на самом деле, чтобы ребёнок сносно боролся - не обязательно, чтоб у него сразу получалось бороться. Главное - это мотивация, то есть желание, непреодолимое и постоянное желание именно бороться. Усердие и настойчивость в этом деле значат куда больше, чем исходные данные. То есть чем дитё само желает заниматься - туда и отдавайте. В идеале - это АРБ, Ушу-саньда, там учат, и бить и бороться, а уже потом сам ребёнок выберет и отточит коронки - будет ли это боковой справа или подсечка. Замечу лишь одно - в детском возрасте из-за сравнительно небольшой массы тела падения не столь чувствительны, и потому брошенный через бедро противник встанет и продолжит драться, а вот правильный удар в челюсть, нанесённый сверстнику одинаково эффективен и для разборок в школьном туалете и для решения вопроса кто имел приоритет в движении при ДТП… С другой стороны болевой прием на руку одинаково болезненен и для ребенка и для взрослого. В общем, решать Вам и самому юному спортсмену. И, скорее всего - больше именно ему.

 

3) Восточные или европейские? Экзотические или традиционные?

Единоборства - это по сути тот же самый бизнес. Увы, и с этим придётся смириться, бесплатное обучение кануло в лету. И потому вся сила маркетинга пущена в ход для того, чтобы продать свои услуги по обучению. Разобраться во всем многообразии очень сложно. Меньше всего пиарятся европейские единоборства - классический бокс, борьба самбо и т.п. Между тем их эффективности как вида спорта воспитывающего настоящих мужчин никто не отменял. С другой стороны есть прекрасные виды спорта, родом из стран востока. Это карате киокусинкай. Это Муай-Тай - тайский бокс. Это Дайдо-джуку Кудо (смесь карате и борьбы). Это Ушу-саньда. Всё это отличные виды спорта вне зависимости от того, что про них пишут, говорят или показывают в кино. Поэтому, на мой взгляд, совершенно не является критерием - что это вот восточное, а вот это западное - для того, чтобы определить плохое это единоборство для Вашего ребёнка или хорошее. Нельзя поставить знак равенства, к примеру, бокс-хорошо, так как наше, родное а карате - плохо, так как восточное. Скажу иначе - чем единоборство более спортивное - тем лучше.

 

4) Средства защиты: Безопасность прежде всего?

Есть мнение, что чем больше средств защиты - тем, мол, лучше, и драться парень научится и не больно. На мой взгляд, это не совсем так. Определённый минимум защиты конечно должен быть. Это - каппа для защиты губ и зубов, это обязательно паховый протектор. Вот эти средства защиты ребёнку будут необходимы как воздух при занятии ударными видами единоборств (для борьбы, как правило, не требуется даже их). Что касается других видов защиты, синяк на рёбрах или даже на лице - не самое страшное для пацана. Научиться принимать удары в протекторе - невозможно. От случайно пропущенных ударов не застрахованы даже спортсмены экстра класса. Принимать реальные удары, увы, это очень больно. Так пусть парень будет готов к этой боли, пусть научится её терпеть. А разбитые губы - это ерунда. И синяки и ссадины - тоже. Но если для родителей так важно, чтобы на детях таки был панцирь как на ниндзях-черепашках - да всегда пожалуйста. Вам в АРБ или в Ушу-Саньда. Причем, думаю, стоит сказать вам об этом - на самом деле травм там ничуть не меньше. Когда парень считает, что удар можно и пропустить, рассчитывая на шлем или протектор - последствия оказываются как правило печальней, чем если бы он дрался без протектора и был готов принять удар.

 

5) Тренер - каким он должен быть?

Тренеры бывают разные. Скорее всего, Вы и не узнаете о том, какой тренер воспитывает ваше чадо. Не обязательно, что бы это был непременно Мастер Спорта международного Класса, но минимум первый разряд у него должен быть. Однако само наличие спортивного опыта не даёт гарантии, что даже великий спортсмен может передать ученикам свои знания. Обычно уровень тренера лучше всего определяется не по медалям, завоёванным лично им, а по медалям и званиям его учеников. Если из учеников вот этого конкретного тренера нет ни одного мастера спорта, думаю, что следует серьёзно подумать о том, стоит ли вверять ему своё чадо.  С другой стороны, вы вряд ли это узнаете вот прямо так, с ходу, просто постеснявшись задать такой вопрос. Потому лучше поузнавать у знакомых, которые имеют отношения к единоборствам, какого тренера, воспитавшего серьёзных спортсменов они посоветуют. На самом деле - совершенно не важно чем именно заниматься, таэквондо или ушу. Главное - это именно тренер. Если тренер профи - он научит, и Ваш ребёнок будет влюблён в тот или иной вид спорта, вне зависимости от того, что это за вид.

 

6) А если ребёнок не хочет?

Не ждите, что ребёнок возьмёт Вас за руку и скажет сокровенное: «Мама, я хочу бить ногами как Долф Лунген, руками как Миша Тайсон, бороться как Карелин, отведи меня в карате (или борьбу)!» Вспомним о проблемах социализации, которые я обозначил в самом начале статьи. Они никуда не делись, более того, ребёнок боится разрастания этих проблем, а вдруг и там, в этой секции единоборств он столкнётся с теми же проблемами, которые делают для него наказанием каждую школьную перемену. Поэтому подчас приходится проявить настойчивость. И хотя ребёнок сам выбирает вид единоборства, который ему интересен (с вашего согласия, конечно), но вот следить, что бы он посещал все занятия и не прогуливал - Вам. И скорее всего на первую тренировку отвести ребёнка тоже нужно Вам.  И не ждите, что ребёнок решится сам на первый шаг. Помогите ему. Никто не сделает для Вашего ребёнка больше, чем Вы сами.

Метки:
Этот материал был полезен?