Психолог объяснил, почему современные школьники не способны решать простые задачи
Психолог объяснил, почему современные школьники легко умножают и считают, но не способны решать текстовые задачи. Об этом пишет "Доктор Питер".
Чтобы современный ученик начальной школы разобрался в условии задачи, порой приходится устраивать танцы с бубнами. Семейные вечера у родителей и детей превращаются в сценку из КВН: "Я тебе сказала, закрой рот и читай еще раз условие задачи!" - "33 емлекопа", - "Чего?!" - "33 емлекопа" - "3 землекопа!"
Психолог Родион Чепалов рассказал, что неумение сконцентрироваться на текстовой задаче - это не "ухудшение поколений", а отражение того, как изменилась среда, когнитивные привычки и сама структура обучения. Он назвал три отличительных признака современных школьников, которые объясняют подобную закономерность.
1. Тип мышления. "У детей XXI века доминирует клиповое и реактивное мышление: мозг привыкает работать в коротких, быстро сменяющихся фрагментах информации (соцсети, видеоформаты, геймификация). Это развивает скорость реакции, визуальную память, способность параллельно удерживать несколько потоков данных, но снижает терпение, глубину анализа и навык „держать задачу в голове“", — говорит психолог.
Раньше школьники росли в условиях дефицита информации и были вынуждены глубже обрабатывать то, что получали. Отсюда лучше развита способность раскладывать задачу на смысловые части, удерживать сюжет и контекст.
2. Сильная автоматизация навыков. Дети стали раньше осваивать различные тренажеры: приложения и программы. Это развивает навыки счета, но не учит видеть смысл задачи.Например, подросток может быстро вычислить 27×3, но затруднится понять, почему в задаче про яблоки нужно не умножать, а делить.
3. Перегрузка учебной программы. "У школьников меньше времени на „медленное мышление“ — глубокую обработку, построение моделей. Они учатся выполнять действия быстро, но не всегда понимают, что именно делают", — пояснил специалист.
Элементарные задачи приводят школьника в ступор, потому что они требуют:
выделить главное слово в тексте;
построить причинно-следственную цепочку;
перевести текст в математическую модель.
"Это навыки функциональной грамотности, а не арифметики", — подчеркивает Родион Чепалов.
Например, в задаче: "У Маши было 12 наклеек, она использовала 4. Сколько осталось?" многие дети "застревают" на интерпретации глагола "использовала": они читают текст фрагментарно и не формируют цельной картинки ситуации.
Рекомендации эксперта:
- Учите не столько счету, сколько смыслу. Давайте задачи в форме историй, комиксов, ситуаций из жизни, чтобы ребенок видел реальный контекст.
- Развивайте медленное мышление: давайте короткие задания "объясни словами, что здесь происходит", "нарисуй задачу", "составь свою задачу по картинке".
- Уменьшите зависимость от готовых решений. Пусть ребенок сначала пытается решить устно или на черновике, а не сразу проверяет ответ в приложении.
- Развивайте межполушарные навыки: работа с текстом, планирование, анализ — то, что делает арифметику осмысленной.
"Современные дети не „хуже считают“, а иначе думают. Они быстро выполняют операции, но медленнее строят смысловые модели — и это можно корректировать через обучение пониманию, а не только вычислению", — резюмирует психолог.
Что не так с людьми, которые не любят Новый год
Вот не надо говорить, что современные дети чего то там хуже делают.
Сделайте нормальные учебники!
Теория, правило, задания на закрепление материала.
И не такая теория, в которой детям ещё докопаться надо до формулировок, а нормальными словами, используя схемы, таблицы и рисунки, как это было у нас когда-то.
Напишите нормально задачи и правила и проблем не будет.
Всё проще некуда
Мы были такими же, но нас учили, а сейчас оказывают услугу