Центр экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС провел опрос, в котором приняли участие 2064 педагога школ, расположенных в региональных столицах, городских и сельских поселениях Новгородской, Челябинской и Ярославской областей.
Почти 53% учителей отметили, что у детей мигрантов наблюдаются проблемы с владением русским языком, а также с освоением общеобразовательных предметов.
Подавляющее большинство респондентов (80%) считают, что у детей мигрантов нет проблем с дисциплиной.
70% педагогов заявили об отсутствии у таких детей проблем с общением.
Эксперты выработали ряд рекомендаций учебным заведениям: например, организовать очные и дистанционные курсы по русскому языку как иностранному на базе школ, увеличить выпуск из вузов учителей, обучающих иностранцев русскому языку, создать и продвигать электронные образовательные ресурсы (включая приложения для смартфонов) для обучения русскому языку, повысить доступность дополнительных занятий для детей в целях их культурной адаптации.
Численность детей мигрантов (лиц, имеющих иностранное гражданство или без гражданства) в школах в 2023 году составила около 181 500 человек. Сюда входит 178 900 человек (98,6%) с иностранным гражданством и 2600 (1,4%) – без гражданства.
Топ-10 регионов, где обучаются в школах дети-мигранты:
Московская область (3,2%)
Калужская область (2,8%)
Москва (2,7%)
Санкт-Петербург (2,7%)
Ленинградская область (2,1%)
Сахалинская область (1,7%)
Ханты-Мансийский автономный округ (1,5%)
Владимирская область (1,4%)
Свердловская область (1,4%)
Красноярский край (1,4%)
Среди регионов с минимальными показателями оказались следующие: Хакасия (0,11%), Архангельская область (0,11%), Калмыкия (0,10%), Дагестан (0,10%), Марий Эл (0,07%), Чувашия (0,06%), Ингушетия (0,06%), Чечня (0,06%), Республика Алтай (0,06%), Тува (0,00%).
В Москве водитель-мигрант просил пассажирок показать ему грудь для своего блога
Дети мигрантов поставили на колени русского мальчика и сняли видео