Учитель русского языка и литературы школы "Снегири", победительница конкурса "Учитель года России – 2019" Лариса Арачашвили в эфире радио "Комсомольская правда" рассказала, зачем в пятом классе школьники должны прочитать и осмыслить взрослую, в чем-то даже жестокую литературу.
В частности, учитель отметила, что пушкинский «Евгений Онегин» держится в школьной программе уже 165 лет.
"Я согласна, что это книга взрослая, но считать детей уж совсем за идиотов, которые не в курсе, что бывают адюльтеры (хотя они могут быть не в курсе, что бывает слово «адюльтер»), это неправильно. То есть совсем создавать какой-то такой вакуум, безвоздушное пространство, это, конечно, ужасно. Это к тем людям, которые говорят, что надо Тургенева с «Му-Му» убрать из программы, потому что дети плачут над судьбой Му-Му", - пояснила Лариса Арчашвили.
По ее мнению, "Му-му" - это прививка милосердием, жалостью и болью, и она обязательно должна быть. Также детям нужны книги, которых их по-настоящему интересуют.
"Когда мне старшее поколение говорит о том, что мы раньше зачитывались книгами, мне хочется спросить: дорогие взрослые, когда вы зачитывались книгами, вы мне хотите сказать, что вы под партой на уроке химии читали Пушкина, или Лермонтова, или Толстого? Неправда, вы читали Майн Рида, вы читали того самого Конан Дойла, вы развлекали себя литературой. То есть ребенок, подросток, он еще пока про то, что литература должна развлекать", - отметила она.
Основная функция литературы для ребенка - развлекательная, считает Лариса Арчашвили. В школе литература – это нравственное и эстетическое воспитание, а за порогом школы у нее остается одна функция – развлечение. "Сложно развлекаться, когда ты половину слов не понимаешь", говорит она. В школьных сочинениях дети путают имена и события, потому что сложная литература не трогает их душу, не вызывает эмоционального отклика.
"Детям очень тяжело читать. Потому что сейчас информацию, развлечения ты можешь получить намного более простыми способами. А чтение – это все-таки работа. Наш мозг не любит работать, так вышло. Дети читают либо в начальной школе, и это влияние семьи, родителей, либо уже в старшей школе, когда им хочется познавать мир. Им нужно что-то такое острое, а литература очень часто как раз и бывает острой. Достаточно вспомнить какой-нибудь «Бойцовский клуб». И есть такой провальный возраст, начиная с пятого класса по восьмой. Главное – не потерять этого читателя и сделать так, чтобы он не говорил, что читать – это отстой, я это ненавижу, и так далее", - резюмировала педагог.
Ольга Васильева заявила, что 45 минут для урока в школе недостаточно
Старшеклассники в Екатеринбурге больше всего любят макароны в школьных столовых