Официальный портал Екатеринбурга пообщался с исполнительным директором Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Владимиром Федоровым, чтобы выяснить, в чем заключается смысл новой системы в работе общественного транспорта.
Ранее Владимир Федоров в пух и прах раскритиковал общественный транспорт Екатеринбурга. Он назвал наш город "разочарованием года": "удивительное сочетание нового строительства и полной деградации транспортной системы". 5 марта мэр Алексей Орлов анонсировал новую реформу системы общественного транспорта. Перевозчики будут получать оплату не за количество перевезенных людей, а за пройденные километры с учетом того, насколько они хорошо соблюдают расписание и обслуживают пассажиров. Деньги, вырученные с продажи билетов, пойдут в городской бюджет.
Раньше транспортные предприятия имели возможность ездить по определенным маршрутам и забирать прибыль от продажи билетов себе. Из-за этого компании находились в конкуренции друг с другом и были заинтересованы в том, чтобы перевезти наибольшее количество пассажиров. При этом среди их задач уходили на второй план обеспечение безопасности и соблюдение графика, пояснил эксперт.
Из-за этого нередко случались ситуации, когда отдаленные маршруты, не пользующиеся популярностью, обслуживались хуже, чем центральные, наиболее востребованные пути следования.
Теперь транспортные предприятия лишат «автономии». Они начнут выполнять четкий муниципальный заказ и получать плату за то, как хорошо они это делают. Компании, не оглядываясь на прибыль, станут предоставлять машины определенного качества, которые ездят по строгому расписанию. Так предприятия получат деньги за работу, а не популярность маршрута.
Когда уральская столица станет получать средства от пассажиров со всего города, муниципалитет сможет перераспределять деньги. Екатеринбург будет содержать невыгодные, но социально значимые маршруты за счет прибыли от самых популярных путей следования.
Эта же особенность позволит городу вводить дополнительные льготы на проезд, пересадочные тарифы и другие скидки для уральцев. Такие меры закономерно привлекут большее количество пассажиров: екатеринбуржцам будет проще пользоваться хорошо работающим и дешевым общественным транспортом, чем тратиться на такси или личный автомобиль. Это еще больше увеличит прибыль от продажи билетов.
Владимир Федоров отметил, что здесь есть лишь одна рискованная сторона – неэффективное распределение транспортных ресурсов при заключении соглашений. Администрации Екатеринбурга предстоит выполнить серию сложных и скрупулезных расчетов, чтобы избежать ситуации, когда по одним маршрутам станет ездить слишком много общественного транспорта, а по другим – недостаточно. Первая ошибка приведет к потере бюджетных средств, а вторая – создаст неудобства для уральцев.
Помимо этого, эксперт поделился наблюдениями по переходу на брутто-контракты другими большими городами России. Среди успешных вариантов Федоров назвал Пермь, которая ввела новую систему в прошлом году.
«Пермский общественный транспорт полностью изменил свой облик, а качество обслуживания значительно выросло. Добиться этого удалось за счет слаженной работы местных властей и перевозчиков – они вместе выработали эффективное решение. Теперь на всех конференциях и слетах транспортников Пермь занимает почетное место в качестве экспертов», – рассказал директор Ассоциации.
Другим примером стал Санкт-Петербург, в котором реформа прошла весьма успешно, но имеет недостаток. Все частные перевозчики города перешли на брутто-контракты и закупили новые автобусы с валидаторами. В таких машинах пассажиры оплачивают билеты самостоятельно – без участия кондукторов. По словам Владимира Федорова, ситуация создает лишние сложности для горожан, которые вынуждены каждый раз выяснять, каким образом они должны оплатить проезд. Решится проблема лишь с истечением срока соглашений и заключением контрактов нового типа.
Начало перехода на брутто-контракты в Екатеринбурге запланировано на третий квартал текущего года.
Безбилетников в транспорте будут наказывать с помощью Росгвардии
«Жалобы не носят массовый характер». Мэр Алексей Орлов заявил, что трамвай №1 не вернут визовцам