В федеральный закон "Об образовании" предлагают добавить новое понятие — «трудовое воспитание», об этом пишут "Известия". Предложения депутатов Госдумы обсудят в комитете по просвещению.
В законе указано, что дети обязаны осваивать образовательную программу и индивидуальный учебный план, а задания от педагогов должны быть исключительно в этих рамках. Если в Госдуме поддержат новую инициативу, помимо образовательного блока в плане обучения появится еще один — выполнение рабочей программы воспитания.
В комитете ГД по просвещению пояснили «Известиям», что «в общем смысле» под трудовым блоком подразумеваются прежде всего дежурства по классу, школе и работа на пришкольных территориях. Сейчас школьников нельзя привлекать без их согласия «к труду, не предусмотренному образовательной программой». Некоторым депутатам не нравится, что в действующем законе применительно к труду используется слово «запрещается». По их мнению, в документе должно быть указано, что привлечение к труду «разрешается с согласия совершеннолетних обучающихся или согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».
— Мое предложение — поменять «минус» на «плюс», так как педагоги видят слово «запрещено» и воспринимают это однозначно, — сказала «Известиям» глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. — При этом подавляющее большинство родителей только за, чтобы у ребенка развивались трудовые навыки, формировалось правильное отношение к труду.
Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова полагает, что разработка нового блока к воспитательной программе станет дополнительной нагрузкой на учителей. Такие программы понадобятся для каждого класса, а это дополнительные документы, бумаги. Также она выразила опасение, что дополнительные трудовые задания могут быстро стать формальностью — вроде проведения субботников «для галочки».
Первый заместитель председателя комитета ГД по просвещению Яна Лантратова уверена, что уроки технологии никак не могут заменить трудовое воспитание.
— Одно дело описать, как варить суп, а другое — его сварить. Приезжая в школы, я поднимала вопрос о возвращении трудового воспитания на встрече с учителями, и весь зал аплодировал, — подчеркнула она.
О возможности введения в школах трудового направления воспитательной деятельности в ноябре 2022 года заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, если у школьников «будет другое отношение к труду, то будет другое отношение и к изучению физики, и математики, и иностранных языков, и ко многому другому». Он призвал не ограничивать задачу школы получением знаний, отметив, что «ребенок должен вырасти настоящим гражданином». Министр образования Сергей Кравцов назвал инициативу абсолютно правильной.
— Может быть, у родительского сообщества и нет единой позиции, но большинство родителей выступают за трудовое воспитание в школах. Его необходимо вернуть в полном объеме, а не в усеченной форме, как это сейчас происходит в рамках уроков технологии, — сказала «Известиям» председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова. — Возможности привлечения к общественно-полезному труду в школе не хватает. Ненормально, когда родители имеют право пожаловаться в прокуратуру, если учитель просит ребенка стереть с доски.
Поправки в закон планируется внести в Госдуму уже в течение весенней сессии (она заканчивается 31 июля).
Участники регионального этапа ВсОШ получат дополнительные баллы при поступлении в УрФУ и УрГПУ
Свердловские школьники могут посетить по "Пушкинской карте" свыше 700 культурных мероприятий