Как только возникает опасность кризиса, россияне начинают скупать сахар, гречку, муку, соль - те продукты, которые хранятся годами. Большинство потребителей не учитывают информацию, что эти товары производятся в России, их дефицит вряд ли возникнет. Только временный - из-за их же панических действий. Люди идут в магазины и закупаются, это что-то вроде инстинкта самосохранения. Вдобавок, их пугает повышение цен.
В Минпромторге одобрили решение крупных сетей ограничивать отпуск некоторых товаров с минимальной наценкой в одни руки. Таким образом, магазины борются со спекулянтами. Экономист Константин Селянин в беседе с 72.ru объяснил, почему покупатели сметают с полок сахар при возникновении какой-либо угрозы извне.
"В экономике есть такое явление — товары Гиффена. Был такой ирландский экономист, который обратил внимание, что когда люди опасаются угрозы, сразу растет спрос на некоторые продукты. Причем независимо от целесообразности и поведения потребителя. В Ирландии таким товаром была картошка. Так вот, на чем основывается явление «товары Гиффена». Когда люди ждут тяжелые времена и думают, что они затянутся, то покупают товары первой необходимости, которые можно хранить довольно долго. И если для Ирландии это была картошка, для России — это соль, сахар, спички и далее по списку. Все-таки надо согласиться с тем, что сейчас с сахаром — это перебор. Но когда семьи, имеющие маленьких детей, запасаются подгузниками, которые непонятно когда еще завезут в Россию, это хоть и является причиной панических настроений, но основания к этому есть", - отметил эксперт.
Он пояснил, что люди пытаются хоть куда-то вложить "крашеные бумажки", как в народе в период кризисов называют деньги.
"А учитывая, что последние годы люди заявляли, что живут от зарплаты до зарплаты, то их сбережения не так уж и велики. Перед ними не встает выбор вложить эти деньги в золотые слитки или валюту. Чаще всего, если у простых людей и есть накопления, то это небольшая сумма — до 100 тысяч рублей всего. Ну вот они и тратят на то, что могут купить. Могли бы они потратить на автомобили или квартиры — потратили бы. Но столько денег нет, поэтому скупают сахар", — заключил экономист.
Представители торговых сетей заявляют о достаточном запасе продукции на складах. В ближайшие годы дефицита круп и сахара не будет. Поставщики не успевают фасовать и подготавливать продукцию для поставок в торговые сети, что повторяет ситуацию в начале распространения коронавируса в марте 2020 года, когда также в магазинах некоторое время царил искусственный дефицит вокруг социально значимых товаров.
Decathlon и Uniqlo продолжат работу в России
McDonald's закрывает свои рестораны в России