Ответ консультанта:
Меня, если честно, формулировка в текущем законе очень и очень смущает. Есть вообще говоря ощущение, что в законе написали немного не то, что хотели написать.
Я уже писала вот это раньше, продублирую:
"В соответствии с новым правилом необходимо определить расчетный период перед предшествующим страховым случаем.
Перечень страховых случаев приведен в пункте 2 статьи 1.3 новой редакции закона 255-ФЗ. Еще раз приведем его здесь для удобства:
«2. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:
1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;
2) беременность и роды;
3) рождение ребенка (детей);
4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.»
Следовательно, предыдущим страховым случаем, произошедшим хронологически перед уходом в отпуск по второй беременности, был страховой случай, связанный с уходом в отпуск по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет.
А следовательно, расчетным периодом для назначения пособия по второй беременности и родам будет 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу ухода в отпуск по уходу за первым ребенком.
Это очень важно! Такая формулировка закона по-прежнему делает невозможным получения пособия по уходу за вторым ребенком в цепочке «из декрета в декрет» в размере больше минимального.
Действительно – ведь получается, что для страхового случая «уход за вторым ребенком до полутора лет» предыдущим по времени страховым случаем (см. формулировку п.2 статьи 13) будет страховой случай «рождение второго ребенка» (см. перечень страховых случаев из статьи 1.3). За 12 календарных месяцев перед данным страховым случаем мама не имела дохода, он был равен нулю, она получала только пособие по беременности и родам и возможно, пособие по уходу за первым ребенком. Следовательно, расчетная база равна нулю, а следовательно, пособие по уходу за вторым ребенком будет все так же назначено исходя из минимального размера.
Однако все же новая формулировка закона более справедлива к молодым мамам, чья заработная плата состоит не только из оклада, но и из каких–либо элементов переменной части (процента, премии и т.п.). Однако при этом закон отменяет правило о том, что если по системе оплаты труда работница не имеет оклада, то пособие по следующей беременности в цепочке «из декрета в декрет» назначается исходя из МРОТ. Теперь это пособие вполне даже может быть и меньше МРОТ, потому что оно будет зависеть от расчетного периода."
Пока в законе никаких изменений нет, все пока в формулировках сохраняется.
Татьяна Вакалюк, главный редактор, Электронный еженедельник Правовед
31.03.2010