То был автомобиль с душой, больше, чем автомобиль – друг.
...
Фото: www.globallookpress.com
С треснутой фарою, с дверцами старыми,
Века прошедшего стиль -
Где-то за городом очень недорого
Папа купил автомобиль!
Кузов поношенный, весь перекошенный,
Годный скорей на утиль,
Где-то за городом очень недорого
Папа купил автомобиль…
песня Аллы Пугачевой
Антиавтомбиль был куплен после четвертого курса института за 30 тысяч рублей. Наверное, все самые веселые воспоминания юности, так или иначе, связаны с ним. Но начнем с начала.
Эта правдивая история началась в уездном городе Н... В детстве я с удовольствием играла купленными папой игрушечными машинками, а иногда мне разрешали поиграть в Машине. Я могла подолгу сидеть за рулем Москвича 412 и представлять, как я еду. При этом в свои пять лет я очень хорошо знала всю последовательность действий в теории, в теории я даже знала, как водить танк. И ждала когда дорастут ноги, ведь папа обещал научить ездить, как только ноги дорастут до педалей. И научил. А в пятнадцать лет, приклеив к стеклу самодельную букву «У», я, не боясь никакого ГАИ, каталась с папой не только по уездному городу Н, который имеет две улицы вдоль и три поперек, но и по трассе до столицы нашей области. Сейчас так делать нельзя, а тогда многое было можно.
На права я выучилась и сдала внутренние экзамены в шестнадцать лет, потому что так было можно, да и очень удобно было бегать в летние каникулы в автошколу. А в восемнадцать лет я сдала экзамены в ГАИ и получила Права. Надо признать, что сдавать на права в уездном городе Н, где две улицы вдоль и три поперек, и на тот момент не было ни одного светофора, было весьма несложно.
Так вот, в один прекрасный день, в летние каникулы на рынке Белая башня мы с папой купили Его. Бешеная табуретка, выкидыш Камаза, да и мало ли как еще в народе называют Оку. Мой же агрегат папа окрестил Антиавтомобилем. Это была белая Ока выпуска конца прошлого века, с небольшим пробегом 30 тысяч км при ресурсе двигателя около 80 тысяч км, как потом оказалось, неоднократно скрученном прежним владельцем. То есть, сколько км бездорожья она прошла по факту, никому не известно. Дома, при ближайшем рассмотрении, чудо танковой промышленности оказалось еще и перевертышем, и от этого переворачивания на крышу у него произошла «разгерметизация салона», но обо всем по порядку.
Написание этого рассказа продиктовано желанием собрать в кучу все анекдоты об Антиавтомобиле, ибо я уже не помню, кому, что и сколько раз рассказывала.
Как там говорил Наполеон? Главное - ввязаться в заварушку, а там по обстоятельствам…
Купив свой первый автомобиль в среду, в четверг я отправилась на собеседование в торговую компанию. Работодателю был нужен торговый представитель по Кировскому району с опытом продаж, личным автомобилем и стажем вождения не менее трех лет.
Я решила, что подхожу идеально: права я получила в восемнадцать, а сейчас мне двадцать один, у меня уже есть три года пассивного водительского стажа! Собеседование было успешно пройдено, и в понедельник меня уже ждали на работу. Оставалась мелочь – научиться ездить по городу, ведь я в своем богатом водительском прошлом еще не встречалась ни с одним светофором!
Мгновенно родился план по обучению себя вождению в городе. У меня есть три дня: в пятницу я еду в небольшой уездный город К, дабы посмотреть на имеющиеся там несколько светофоров. В субботу, посадив с собой бесстрашную маму, я поехала в большой и славный город Б, чтобы посмотреть на дороги с несколькими полосами движения и трамвайные пути. А в воскресенье, с утра пораньше, с приятелем на пассажирском сидении, выдвинулись в столицу нашей области. После двенадцати часов безостановочной езды по городу мы припарковались у вокзала, чтобы выпить чашку кофе. Никогда не забуду, как тряслись руки, держа эту самую чашку, щедро расплескивая этот самый кофе.
А наутро я поехала на работу торговым представителем по Кировскому району.
А когда начался учебный год, на Антиавтомобиле я ездила из общежития в институт, где тогда на нем еще можно было гордо и без труда припарковаться, а по выходным 100 км до славного города Н, через автовокзал, чтобы подобрать парочку не влезших в автобус пассажиров и тем самым окупить поездку.
Тосол
Однажды жарким летним днем на выезде из большого города в огромной пробке, откуда-то из-под «приборной панели», если конечно ее можно так назвать, туда, где должны обычно находиться ноги переднего пассажира, хлынул кипяток. Съехав с дороги, останавливаюсь, достаю тряпки, начинаю затирать горячую лужу и в панике звоню папе:
- Папааа! У меня на пол хлещет какая-то кипящая жидкость!
- Какая жидкость? Если сладковатая на вкус – это тосол...
Антикондиционер
Антиавтомобиль, как и большинство отечественных автомобилей прошлого века, был оснащен Антикондиционером. Дело в том, что если в жаркий летний день ваш двигатель начинает перегреваться, и стрелка температуры уползает на красное, необходимо вопреки, казалось бы, здравому смыслу, включить печку на полную мощность. Это всегда помогает: двигатель охлаждается за счет усиленного притока воздуха снаружи.
В моем Антиавтомобиле плюсом ко всему не открывались окна. Задние окна в Оке в принципе не открываются, а передние сначала открывались и не закрывались, а после отламывания ручки вообще перестали открываться. О том и другом подробнее чуть позже.
Так вот представьте себе, что вы стоите в пробке, жара 30 градусов, окна закрыты, печка работает на полную мощность. Это и есть Антикондиционер.
Как вы яхту назовете, так она и поплывет
Однажды жарким летним днем стоим на выезде из большого города в огромной пробке с включенным Антикондиционером. На переднем пассажирском сидении, поджав под себя ноги по-турецки, сидит подружка и выжимает косичку – пот льется ручьем со всех пассажиров. И очень повезло моей подруге, что именно в этот момент у нее возникло желание поджать под себя ноги, так как минутою позже на то самое место в очередной раз хлынул кипящий тосол.
Но вот мы наконец-то выехали из города на трассу, и разыгралась настоящая буря: дождь сплошной стеной, деревья падают, вода не успевает стекать с асфальта, колеса скользят по десятисантиметровому слою воды. Все машины остановились у обочины и мигают аварийкой. И только мы, с присущей молодым людям бесшабашной веселостью, плывем мимо стоящих у обочины внедорожников…
И тут откуда-то сверху, из тех мест, где двери должны плотно прилегать к крыше, на нас полилась вода. Перенеся в прошлой жизни аварию с опрокидыванием, Антиавтомобиль, видимо, претерпел непоправимую «разгерметизацию салона».
Потеряла Антиавтомобиль – случай первый
Приехав с работы вечером после тяжелого трудового дня, я припарковалась на дороге прямо напротив своих окон, упала лицом в диван и уснула. Просыпаюсь в час ночи, смотрю в окно – нет Его! За окном темнота и чернота, и никакой белой Оки. Ну что теперь делать? – подумала я. Не побегу же я ее искать!» И легла спать дальше. А утром она благополучно нашлась на том же месте где и стояла. Просто вечером на газон перед окном, точнее прямо между моим окном и машиной выгрузили кучку грунта. И эта самая черная куча, слившись с черной летней ночью, полностью загородила собой белый Антиавтомобиль.
Антиавтомобиль не роскошь, а средство передвижения
После института я работала в крупной производственной компании, которая закупала сырье за границей. Каждое лето к нам приезжали представители поставщиков из Европы, и так уж было принято, что на обед их всегда возили в ресторан.
И вот как-то подходит ко мне начальство и говорит:
- Ты на машине? Свози немца в ресторан.
- Вы же знаете, у меня Ока…
- В офисе сейчас нет никого, только Газель свободна, вряд ли ему в Газели будет комфортнее. Человек он интеллигентный, понимает, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения!
И вот гражданин Германии, средний менеджер крупной производственной компании, аккуратный дяденька с чемоданчиком, садится в мой Антиавтомобиль. С собой мне было дано пятнадцать тысяч рублей на обед, что почти равнялось моему месячному заработку, и адрес роскошного ресторана Dolche Vita.
По пути пассажиру стало жарко и он, недолго думая, открыл окно, чего делать с пассажирской стороны категорически не следовало. Стекло перекашивало, и поднять его можно было только вдвоем: один человек крутит ручку, другой при этом тянет стекло вверх.
Ресторан Dolche Vita располагался на нулевом этаже Покровского Пассажа. Я удачно припарковалась прямо перед входом, между 600м Мерседесом и Джипом Гранд Чероки.
«Ну что ж, господин М, - говорю я по-английски. - Теперь вам придется помочь мне закрыть окно. Для этого вам нужно крутить ручку, а я буду тянуть стекло вверх...».
Справившись с задачей, мы собрались было пойти в ресторан, и тут я замечаю, что на заднем сидении моего чудомобиля беззаботный гражданин Германии легкомысленно оставил чемодан. «Так не пойдет», - говорю. Сама думаю: «Украдут, Ока ведь булавкой открывается». Разумеется, никакой сигнализации на ней и в помине не было. И я открыла багажник, чтобы спрятать туда симпатичный иностранный чемодан.
Тут надо сказать, что в тот чудесный понедельник я приехала утром на работу прямо из уездного города Н, и весь мой небольшой багажник был занят, как у классического областника, огромной спортивной сумкой с домашними огурцами, помидорами, картошками. «Ну и хрен с ними, с картошками», - подумала я и перебросила свою сумку на заднее сидение, а чемодан водрузила на ее место: «Так надежнее, идемте!».
«Нет, я все понял, так не пойдет!», - и с этими словами сообразительный гражданин Германии утромбовал мою сумку рядом с чемоданом и захлопнул багажник. «Теперь можно идти!»
Я на улице не знакомлюсь…
Однажды чудесным осенним днем ехала я на студенческую вечеринку. Красивая - глаз не оторвать: полдня красоту наводила. Еду по улице Ленина. Перед светофором по левому борту останавливается принц на серебристом Мерседесе купе. И мне, такой красивой, начинает жестикулировать, чтобы я стекло опустила, дескать, он желает со мной познакомиться. Я, конечно, хватаюсь за ручку стеклоподъемника, и эта предательская ручка, слегка хрустнув, остается у меня в руке. Ну что тут поделать? И не придумала ничего лучше, чем гордо отвернуться, мол, я на улице не знакомлюсь!
Опять потеряла…
Однажды чудесным летним днем все машины с улицы Белинского удалили по случаю приезда президента. В поисках парковки я заехала в какой-то дворик и встала напротив пятиэтажного дома с офисным крыльцом. Кругом парковки огорожены, подписаны, а тут ничего: просто крыльцо без вывески, и место свободное. А вечером, подходя к месту, где стоял Антиавтомобиль, на том самом месте увидела два черных джипа. И чем ближе я подходила, тем очевиднее становилась, что моей машины там нет! А она была. И была вплотную зажата с обеих сторон этими черными джипами, а с безымянного крыльца на меня сердито смотрели два крупногабаритных мужчины с бритыми затылками и руками, не прилегающими к телу.
- Это наш офис и наша парковка, здесь стоять нельзя, разве не понятно? - Воинственно настроенные братки явно весь день ждали, когда появится хозяин Оки, чтобы посмотреть, как бедолага будет в нее через багажник залазить.
Впрочем, залезть через багажник мне бы труда не составило, смутило другое: левое заднее колесо Антиавтомобиля было полностью спущено.
- Вы мне еще и колесо проткнули? Вы - негодяи, как вам не стыдно! И продолжая ругать своих обидчиков, я достала насос и начала накачивать колесо.
- Это не мы! Мы колеса не протыкали, мы только пошутить хотели… Вы, наверное, на гвоздь напоролись. Давайте мы поможем, у нас насос электрический, от аккумулятора работает.
- Не надо, а то вы мне еще и аккумулятор разрядите!
- А мы к своему подцепим, сейчас подождите, машины уберем. Вот, пожалуйста, теперь езжайте в шиномонтаж, там вам заклеят. Извините нас, приезжайте еще!
А в шиномонтажке сказали, что я поймала где-то ржавый гвоздь. Выходит, зря на джентльменов наехала.
На веревке
В багажнике Антиавтомобиля среди прочих полезных вещей всегда лежал короткий альпинистский тросик. Короткий, потому что какой уж нашелся, да и мне хватало, ведь я виртуозно умела ездить на веревке!
Выезжаю как-то на перекресток чего-то с Шефской и понимаю, что дальше своим ходом не уеду. Скатилась под горку к обочине и стала ловить проезжающих автомобилистов: «До УПИ на веревке не подбросите?». А они все как один: «Может так посмотрим?». Посмотрят с умным видом под капот, разведут руками – ничего, мол, сделать не могу, спешу, жена рожает, работа горит, кота с дерева снимать надо и т.п. И спешно уезжают. И только один добрый человек отважился меня отбуксировать, спросив предварительно: «Девочка, а ты на веревке то ездить умеешь?». А я ему отвечаю: «Конечно, я на этой машине только на веревке и езжу!».
Зима, как всегда, пришла неожиданно…
Зимой в багажник Антиавтомобиля папа клал телогрейку, валенки и спички на случай, если сломаюсь на трассе. Дело в том, что в те далекие времена сотовый телефон на трассе ловил сеть только на горке или, если влезть на дерево, поэтому позвонить и попросить о помощи не представлялось возможным. Согласно папиному инструктажу, в этой ситуации машину следовало немедленно бросить и ловить попутку, а если это не удастся – надеть валенки и телогрейку, поджечь Антиавтомобиль и согреться...
Провода
Однажды в студеный зимний день я ехала по трассе в уездный город Н. На улице минус тридцать, не дай бог никому сломаться по дороге. И тут останавливают меня сотрудники ГИБДД:
«Девушка, на вас последняя надежда, есть провода? Мы уже два десятка машин останавливали – ни у кого нет проводов. Видите эту иномарку, мы его остановили, чтобы оштрафовать, а у него аккумулятор сел. Не можем же мы его теперь бросить, надо заводить!»
Для тех, кто пока не в курсе: провода используются для прикуривания, то есть, чтобы завести одну машину от аккумулятора другой.
«Конечно, есть! У меня все есть, надо только поискать в багажнике: чего тут у нас? Валенки, телогрейка, спички, тряпки, короткий альпинистский тросик, пузырек белой краски для закрашивания ржавчины, проволочка для проковыривания дырочек в форсунках стеклоомывателя, когда их залепляет грязью, два нерабочих бензонасоса из которых при необходимости можно собрать один рабочий, вот они – провода!»
Ока - машина вечная: купишь – не продашь
Пошел четвертый год моего владения Антиавтомобилем, когда он начал глохнуть с наступлением холодов. Заглохнув пару раз на перекрестке Ленина-8е марта, я решила отправить Оку папе на ремонт, а папа решил, что ее пора отправить на покой, так как ремонтировать, видимо, уже руки не поднимались. Так и простоял Антиавтомобиль всю зиму под окнами, в виде небольшого сугроба, а по весне вдруг взял и снова стал заводиться. Но то ли от обиды за отмороженную зимой в трамваях попу, то ли от желания поездить наконец на Автомобиле, я утвердилась в решении Антиавтомобиль продать.
Вывесила в интернете объявление, назначила цену в 22 тысячи рублей, и покупатель не заставил себя долго ждать. В назначенном месте молодой человек что-то внимательно изучал под капотом, проехал пару кругов и решил, что автомобиль надо брать!
Когда договор был подписан, счастливый покупатель обнаружил, что забыл взять права, и попросил его подвезти до дома. Так я узнала, что продала свой Антиавтомобиль в соседний дом, и жить он будет в том же дворе.
Шла осень, и поначалу я часто встречала свой Антиавтомобиль, выезжая на работу на новом Матизе. Его счастливый владелец выезжал на работу в то же время, увидев меня, улыбался, махал рукой. Потом перестал улыбаться, а потом перестал выезжать…
Вот так закончилась история моего владения Антиавтомобилем. Многое пережили мы вместе, накрутив около шестидесяти тысяч километров. Он был необычайно проходимым и бороздил просторы большого города после сильнейших снегопадов, наравне с тракторами и газелями. Его можно было перепарковать вручную силами пары таджиков. Он был удивительно теплым и заводился в самые лютые холода, правда, для этого нужно было не полениться пару раз за ночь сбегать погреть его. Он служил мне офисом, когда я работала торговым агентом, палаткой, когда ездила на концерты под открытым небом, с ним удалось в обеденные перерывы, почти без отрыва от производства, подобрать и купить себе собственное жилье и перевезти весь свой скарб в мою первую Антиквартиру.
Сейчас у меня Пежо 308, машина красивая и вполне комфортная, а сердце все равно замирает, когда вижу на дороге Оку. То был автомобиль с душой, больше, чем автомобиль – друг.
Классная статья!!