В поле мела и свистела метель, а в избушке бабушки Маруси ласково шипел самовар...
...
В поле мела и свистела метель, а в избушке бабушки Маруси ласково шипел самовар. Вот уже третий год, как внучки приезжают к бабе Маше на все зимние каникулы. И первое, о чем они с порога просят, - это не зажигать электричество:
- Бабушка, давай поживем, как в старое время. Уберем подальше телевизор, достанем керосиновую лампу и будем вечером сказки рассказывать.
Ну, отчего ж лампу не достать, тем более, что такая вьюга, как сегодня, провода так путает, что они до нас электричество все равно не доносят. Иной раз с неделю света не бывает. А сказки - это святое дело. Их баба Маруська знает много: что еще от своей бабушки слышала, а что и сама придумать к случаю может.
- Катюшка, варенье с полочки вишневое достань, под желтой крышкой. Варенька, осторожнее, пирожки на шестке еще горячие. Тамарочка, заварку неси.
Ну вот, стол накрыли, уселись. Чай сначала в чашки, потом по блюдечкам разлили, карамельку за щеку...
В стародавние времена жила в нашей деревне девушка Катерина. Жила бедно, с батюшкой и матушкой, и была она такой красавицей, что все молодцы деревни на нее поглядывали. Катерина только на то внимание не обращает. Как-то под новый год уехали батюшка с матушкой на ярмарку, гуся продать к празднику, а Катеринке поручили елочку во дворе нарядить. В то время елку не рубили – грехом считалось. Холодно было, накинула Катеринка платок, валенки натянула и пошла в сени. Игрушек то в семье не водилось, бедны были, так Катеринка нарядила ель скорлупками от орехов, да замершими яблоками. Это были символы Катюшкиных мечтаний – море сочных яблок, орехи и настоящий новый год, как у местных богачей… Через три улицы... А может, хоть одним глазком посмотреть, как они празднуют? – подумала Катеринка, прикрыла калитку и побежала к дому Воронцовых. Люди говорили, Воронцовы празднуют – все село дрожит!!! «И как такое быть может» - думала Катеринка, пока сквозь метель пробиралась…
А у Воронцовых праздник вовсю – скоморохи хохочут, толстые хозяйские дети насасывают леденцовых петушков, елка с настоящими расписными шарами. Вручную расписаны.. Невидаль какая. А на столе – сливочный поросенок, гусь в рассоле и настоящий студень! В уголке старшие девушки гадают.
Вдруг дверь заскрипела и толстый барин вышел из горницы.
- А ты что тут делаешь? Побираешься?
- Нет, батюшка, что вы… Я посмотреть...
- Может, украсть что решила?
- Нет-нет, извините… Я уже ухожу…
- Да ты озябла… А ну заходи, да заходи… Не боись…
Катеринка зашла в избу, ее подвели к печи и старая тетка в грязном убранстве поставила перед ней чашку с кутьей.
- Ешь... Седня барин добрый… Новый год… Глядишь, конфет еще даст, колядки сегодня, он большую кучу сладостей приготовил... Вон вишь дети баринские леденцы едят… Мож тебе перепадет.
- Да нет, благодарствую, мне не надо, я вот погреюсь и... К матушке пойду…
- Дура... Один раз такое бывает, барин один день в году такой отходчивый…
В это время заиграла музыка, ряженные запели песни, ленивые гости зевали… Катеринка никогда раньше не слыхала такой дивной музыки... Заслушалась и уснула…
- Эй, Катерина, замерзнешь... Просыпайся... Печку топи скорей, окна замерзли, весь новый год проглядим!
Это батюшка с матушкой вернулись с ярмарки.
- На вот, мы тебе леденцового петушка привезли…
- Так значит, это все мне приснилось, как жаль.
Катеринка увидела петушок и улыбнулась:
- И все-таки под Новый год мечты сбываются…