
...
Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» вышел на экраны 14 февраля 2025 года. У нас есть отзыв, чтобы вы могли принять решение, смотреть ли фильм. Итак, рецензия на мюзикл-байопик о «солнце русской поэзии»
В новом мюзикле-байопике о жизни и смерти величайшего русского поэта Александра Пушкина главную роль сыграл Юра Борисов, и он — это лучшее, что есть в этом фильме. Всё остальное получилось либо сильно слабее, либо вообще не получилось.
Первая сцена показывает зрителю объятые безумием улицы Санкт-Петербурга: все горожане скандируют «Пушкин!», говорят только о поэте, пытаются купить его книги, и на всё это действо взирает со своего балкона Наталья Гончарова (Алёна Долголенко).
А уже в следующую секунду совсем юный лицеист Саша просыпается у себя в кровати и бежит на учёбу, где устраивает первый, но далеко не последний, рэп-баттл. Молодого Пушкина, кстати, играет не Борисов, а Кай Гетц.
После этого внезапно пролетает несколько лет, а Кай превращается в Юру, а место действия сменяется на Санкт-Петербург. Тут уже подающий надежды поэт, которого признал сам Гаврила Державин, приходит с друзьями на вечеринку в стиле Гэтсби, которая (закрадывается небольшое подозрение) и близко не похожа на светские питерские балы XIX века. Здесь он вновь прибегает к исполнению рэп-перформанса, на который обращает внимание княгиня Голицына (Светлана Ходченкова), после чего для него становятся открыты все двери столицы.
После череды кабаков Пушкина отправляют в ссылку в Одессу за слишком откровенную критику власти. Там он быстро знакомится с замужней графиней Воронцовой (Аней Чиповской), и ссылка становится уже не такой скучной. Вновь проходит несколько лет, и поэта… вновь отправляют в ссылку — теперь уже в родное село Михайловское. После этого заканчивается первая часть фильма, в которой главный герой является дерзким новатором, бунтарём и безудержным романтиком.
Вторая половина любопытна трансформацией, происходящей с нашим героем. После возвращения в столицу на одном из балов заскучавший было Александр Сергеевич знакомится с 16-летней Наташей Гончаровой, всем своим поведением создающей образ весьма недалёкой особы. Например, она бесцеременно толкает уважаемого поэта ради спрятанного на балконе бокала шампанского.
Затем он вынужден пойти на компромисс с властью, вновь устроив очередной рэп-баттл. На этот раз с начальником отделения императорской канцелярии Александром Бекендорфом (Сергей Гилёв). Всё для того, чтобы не быть вычеркнутым из списка благонадёжных людей и жениться на совсем ещё юной Гончаровой.
А далее история закольцовывается, Пушкин постепенно превращается в супруга той самой княгини Воронцовой: мнительного, подозрительного, обозлённого практически на всех окружающих. Тем более что его слава также проходит, а император Николай I (Евгений Шварц) теряет интерес к старой игрушке — именно так он воспринимал талантливого литератора. А чем всё это заканчивается, знает каждый школьник.
Режиссёр-дебютант Феликс Умаров, кроме сериала «Домашнее поле», ранее занимался исключительно короткими роликами, и это не могло не повлиять на первый полнометражный фильм, за который он взялся.
В итоге «Пророк. История Александра Пушкина» воспринимается исключительно как лента ТикТока: более или менее яркие разрозненные фрагменты, которые никак не получается объединить в единую картину.
И это всё равно могло быть отличным аттракционом, если бы здесь была соответствующая постановка музыкальных номеров. Однако, за исключением нескольких сцен, большая часть из них вызывает лишь чувство стыда: ну какой рэп-баттл в 2025 году?!
Кроме того, почти все герои проходят фоном. Конечно, Юра Борисов отлично справляется, и, действительно, предстает перед зрителем в очень разных образах, однако все остальные второстепенные персонажи едва ли не становятся невидимками.
Разве что выделяются Евгений Шварц и Сергей Гилёв. Кстати, именно с Гилёвым получился самый уместный биф (тот самый рэп-конфликт). А вот та же Наташа после рождения нескольких детей вообще не меняет своё поведение, оставаясь ровно той же, мягко говоря, простоватой девочкой.
В итоге фильм получился очень спорным. Нельзя назвать его полным провалом, но на кого он рассчитан? Ценителям творчества Пушкина вряд ли понравится, что произведения писателя завернули в обёртку рэпа, школьники, вероятнее всего, «кринжанут» от актуальности пародии на «Версус», остальные просто заскучают без внятного сюжета.
Хотя поклонники Юры Борисова останутся довольны, поскольку он действительно в одиночку спасает этот фильм.