Банк спермы в Дании первым в мире стал оценивать доноров по IQ
В Дании банк спермы впервые в мире ввел требование к минимальному уровню интеллекта для потенциальных доноров.
Датская сеть донорских банков спермы (Danish Sperm bank Donor Network) теперь проводит отбор доноров по уровню интеллекта, установленному в 85 баллов. Кроме того, не допускаются лица с криминальным прошлым. На данный момент компания отказала примерно 18 процентам заявителей, которые не соответствовали стандарту IQ.
Средний показатель IQ составляет около 100, и, по оценкам исследователей, интеллект на 50-80% передается по наследству. Директор банка уверен в том, что более умные доноры могут дать детям больше шансов на высокие результаты в образовании и экономике. Его цель - дать одиноким женщинам и семейным парам больше уверенности при выборе донора.
Эта политика вызвала критику со стороны специалистов по медицинской этике, которые предостерегают от привязки прогнозной достоверности к таким генетическим признакам, как IQ, или приравнивания отсутствия судимости к более высокой морали.
Критики предупреждают, что завышенные ожидания могут оказать чрезмерное давление на будущего ребенка. Например, ребенок, генетически предрасположенный к более высоким когнитивным способностям, может не проявлять интереса к учебе или с трудом вписываться в социальные нормы. Такое несоответствие между ожиданиями родителей и реальными интересами или возможностями ребенка может привести к разочарованию.
Дания входит в число крупнейших мировых экспортеров донорской спермы. Компания утверждает, что ее более строгие стандарты скрининга разработаны с учетом ожиданий клиентов по всему миру. Другие банки проверяют только наследственные заболевания, лишь немногие предоставляют подробные психологические характеристики или рассматривают интеллект как ключевой фактор.
Несмотря на популярность отбора доноров по признакам, эксперты предупреждают, что генетика сама по себе не может определить будущий успех или благополучие ребенка. Такие факторы, как стиль воспитания, возможности получения образования и социально-экономические условия, часто играют большую роль в развитии ребенка, чем ДНК.