Российские ученые призвали не тиранить школьников уроками физкультуры
Ученые Тольяттинского государственного университета (ТГУ), Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы и Московской государственной академии физической культуры призвали подбирать упражнения на уроках физкультуры в школе индивидуально под каждого ребенка.
Об этом «Газете.Ru» рассказали в ТГУ.
«Школьники сейчас испытывают стресс из-за большой загруженности в школе. В возрасте 10-12 лет наблюдается интенсивный рост и развитие всего организма, перестраиваются гормональная, кровеносная и костно-мышечная системы, в связи с чем в организме ребенка возможны дизрегуляторные проявления, то есть, признаки нарушения регуляции какой-либо функции или системы. Например, не соответствующая возможностям организма физическая нагрузка может вызвать головокружение, слабость, одышку, нарушение ритма сердца и даже обморок», – объяснил доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма Виктор Горелик.
Вегетативная нервная система (ВНС) управляет автоматическими функциями в организме человека: работой сердца и сосудов, дыханием, пищеварением и т.д. В ней есть два отдела: симпатический и парасимпатический. Первый активируется в состоянии стресса, а второй – во время отдыха.
«У разных людей баланс между симпатическим и парасимпатическим отделами ВНС может быть разным. Есть симпатотоники – это часто более энергичные, возбудимые, чувствительные к стрессу люди. Их сердце быстрее реагирует на нагрузки. Парасимпатотоники – более спокойные, расслабленные, неторопливые. Их сердце работает медленнее и лучше восстанавливается после упражнений. Это не диагноз, а скорее тенденция, которая передаётся по наследству», – добавил Горелик.
У детей с разным типом регуляции организма по-разному работает мозг. Это можно видеть по ЭЭГ мозга и ритму сердца. И если всем давать одинаковую нагрузку, то в регуляции начнутся сбои. Ребенок будет себя плохо чувствовать на уроках и вынужденно выполнять задания, чтобы не отставать от всех и не вызвать гнев учителя.
Исследователи уверены: подбирать упражнения нужно индивидуально для каждого школьника, учитывая его тип регуляции.
Всероссийские проверочные работы пройдут в школах с 11 апреля по 16 мая
Игорь Мороков выступил против уроков «Семьеведения» в школе
Стало известно, когда прозвенит последний звонок и вручат аттестаты выпускникам
Как это реализовать на практике? Кто будет этим заниматься и когда?
Нормативы и оценки тоже никто не отменял. А надо бы. Физкультура нужна для перезагрузки от умственного напряжения, а не в качества гонки на оценку.
у нас в школе был отличный физрук - он нам выкидывал мяч и все. сами делились на команды и играли.
ну еще лыжи и бассейн, конечно.
Ненавидела физкультуру с детского сада, продолжила в течение всего школьного периода. В университете на 1 курсе был очередной тупой физрук-солдафон, которому главное - гонять, неважно - бег, прыжки, козел, мяч. Ненавижу игры с мячом! А со 2 курса появилась прекрасная девушка, которая вела пилатес и йогу для желающих, вместо классической физры - все девушки были там, и я полюбила спорт в таком виде, у меня до сих пор шикарная растяжка (универ закончила в 2011). Я понимаю, что в рамках школы все сложнее, но по физре действительно нужно менять программу, чтобы хоть отвращения не было у детей, и отменять оценку на зачет/незачет