изд-во: Международная школа традиционного акушерства, 2006 г.

 

Продолжаем знакомиться с трудами знаменитого французского акушера-гинеколога Мишеля Одена. Его книги отличаются от других сторонников принципа «назад – к природе!» (краткая расшифровка принципа: в роддомах рожать нельзя, прививки ставить нельзя, лечить симптоматику нельзя) отсутствием лозунгов и излишней эмоциональности в доводах. Оден демонстрирует точку зрения специалиста высокого уровня, он не увлекается нападками на своих коллег, уделяя особое внимание научной подоплеке деликатных вопросов.

Поскольку непонимание физиологических процессов прямо или косвенно ведет к резкому росту кесаревых сечений, предложим очень простое правило, которое поможет уяснить, в чем заключаются ключевые потребности женщины в родах. Его можно выразить всего одной фразой: во время схваток, потуг и рождения ребенка следует устранять все специфически человеческое и удовлетворять потребности, свойственные млекопитающим. Устранить все, что специфически присуще человеку — это, прежде всего, освободиться от бремени укоренившихся убеждений (крепко сросшихся с ритуалами). Тысячелетиями они вмешивались в физиологические процессы во всех известных нам культурных сообществах (не исключено, впрочем, что на определенном витке человеческой истории это давало эволюционное преимущество). Из этого правила следует, что необходимо сократить до минимума активность неокортекса — отдела головного мозга, мощное развитие которого отличает нас от остальных животных. Отсюда же следует, что язык — еще одна специфическая функция человека — должен использоваться как можно более скупо. Любое млекопитающее, производя на свет потомство, стремится быть подальше от посторонних глаз. Для женщины в родах это такая же насущная необходимость. Далее, необходимо удовлетворить ее потребность ощущать себя в безопасности: когда самка млекопитающего в джунглях чует поблизости хищника, роды на время прекращаются. Примечательно, что женщина, укрытая от опасности и посторонних глаз, нередко предпочитает рожать в позах, свойственных млекопитающим, например, на четвереньках. Часто говорят, что нужно гуманизировать деторождение, то есть сделать его более человечным. На самом деле, если мы хотим снизить процент кесаревых сечений, стоит его сначала сделать более похожим на деторождение у млекопитающих. В определенном смысле роды следует дегуманизировать.

В период схваток на женщину, иногда – без всяких оснований – навешивают датчики и капельницы, ее заставляют быть в определенных позах (лежать на спине), ей запрещают ходить, ей делают замечания… это знакомая для многих картина постепенно уходит в прошлое, но все еще является распространенным фактом в большинстве роддомов. Мнение о том, что женщину заставляют родить как удобно врачам, не является пустой выдумкой запуганных пациенток. Мы все там были – и все видели, что происходит, а некоторые прошли через это отношение сами. Многие ли врачи задумываются о том, как может повлиять на процесс родов многочисленные методы перестраховки, и как часто эти методы, мешающие женщине адекватно воспринимать свои ощущения и думать о ребенке, приводят в итоге к тому же кесареву.

Когда я пытаюсь интерпретировать эти вполне согласующиеся друг с другом данные, я не могу не вспомнить один хорошо известный науке факт: нарушения дыхания у новорожденных возникают гораздо чаще при плановом кесаревом сечении, произведенном до начала родовой деятельности, чем при вагинальных родах или кесаревом сечении в родах. К сожалению, в нашем Банке данных нет ни одной работы, в которой бы сравнивалась статистика для кесаревых сечений, произведенных во время родов и до их начала. Сегодня нам известно, что плод, скорее всего, участвует в запуске процесса родов. Один из способов — подать сигнал, выделяя в амниотическую жидкость вещество, свидетельствующее о том, что легкие «созрели». Более того, есть основания полагать, что гормоны, выделяемые матерью и плодом во время родов, могут способствовать завершению созревания легких . Таким образом, нетрудно предугадать, что у младенцев, рожденных кесаревым сечением до начала родов, будут чаще возникать респираторные нарушения — и не только сразу после рождения, но и в дальнейшей жизни . Подчеркнем в этой связи, что кесарево сечение выступает в качестве фактора, повышающего риск развития астмы как заболевания дыхательной системы, но не как аллергического заболевания. Кесарево сечение не является существенным фактором риска собственно аллергических заболеваний (так называемых атопических форм: поллиноза, аллергического ринита и экземы), но зато оно, по имеющимся данным, увеличивает число аллергий, вызываемых пищевыми продуктами. Как показывает исследование норвежских ученых, дети, родившиеся путем кесарева сечения от матерей, которые страдают аллергией, чаще имеют аллергию на яйца, рыбу и орехи.

Кесарево сечение необходимо в крайних случаях, когда риск слишком высок. Некоторые женщины рассказывают, как врачи в женских консультациях заранее начинают настраивать их на кесарево при таких показаниях как плохое зрение, тазовое предлежание, либо в тех случаях, когда женщина уже рожала через кесарево. Это обычная практика в наших консультациях: написать побольше диагнозов, чтобы потом не оказаться крайними, «если что». Заранее подготовить к кесареву, чтобы не нести ответственность и дальше. Уровень тревожности у беременной женщины довольно высокий, каждый визит в ЖК его только усугубляет, если врач из «перестраховщиков». Такой врач может медленно и верно подвести свою подопечную к столу не родильному, а операционному. Медицина все больше поклоняется науке и технике - и все меньше оставляет шансов роженицам для изучения себя, чувствования себя. Для большинства врачей сама мысль о том, что женщина может родить дома под руководством доулы (домашней акушерки) является кощунственной.

Рассказав докторам о своем желании родить вагинальным путем после кесарева сечения, женщины порой впадали в панику от их ответа: врачи твердили лишь об опасности разрыва матки.  После этого многих преследовали кровавые картины будущих родов…

Сегодня клиницисты в состоянии достаточно определенно оценить индивидуальную степень риска. Недавно проведенные исследования авторитетных ученых  показывают, что вероятность разрыва матки во время VBAC составляет порядка 0,5% при условии, что роды не возбуждались искусственно.  Главный фактор риска разрыва матки — это именно искусственное родовозбуждение. Вот выводы крупномасштабного исследования, опубликованные совсем недавно: опасность разрыва возрастает в 15,6 раза (!) после родовозбуждения простагландинами  и в 4,9 раза — если оные не применялись . То, что искусственное родовозбуждение (в особенности с использованием препаратов простагландинов) повышает опасность разрыва матки, подтверждено недавним исследованием более чем 35 тысяч женщин в Шотландии, прежде рожавших кесаревым сечением (одни рожали вагинальным путем, другие — кесаревым сечением в процессе схваток) . О том же свидетельствует и уже упоминавшееся американское исследование в 19 университетских клиниках . Будущим матерям следует объяснять, что разрыва действительно следует опасаться, если в родах отсутствует продвижение плода или характер его сердцебиения изменяется в худшую сторону. Во время операции участки локального расхождения тканей рубца (так называемые «окна») обнаруживаются чаще, чем истинный разрыв. Женщины также должны знать, что в 0,1 0,2% случаев во время повторной операции кесарева сечения до начала родовой деятельности находят уже существующий разрыв матки.

В книге описаны различные виды кесарева сечения, его история, случаи из практики: как операция, предназначенная для спасения жизни, стала обычным способом появления людей на свет; каковы ключевые потребности женщины в родах; что такое «гормон любви» и почему следует осторожно относиться к применению медикаментов в родах; в чем опасность искусственного возбуждения родов; что мы знаем о долгосрочных последствиях кесарева сечения для матери и ребенка. Почему предпочтительнее делать кесарево сечение во время уже начавшихся родов, а не планировать время операции заранее, и когда эта операция действительно необходима, как влияет кесарево сечение на грудное вскармливание. Развенчиваются некоторые мифы: например, об энергозатратах роженицы.

Когда роды протекают легко, это, помимо прочего, говорит о том, что отдыхает неокортекс  — часть головного мозга, чрезвычайно развитая у человека. Неокортекс — еще один орган человеческого тела, основным источником энергии которого служит глюкоза. Итак, когда снижается активность произвольных мышц и неокортекса, остаются только два органа, которые по настоящему работают: мышца матки и небольшая, но древнейшая часть головного мозга. Это гипоталамус и гипофиз — образования, которые имеются у всех млекопитающих, в том числе и у человека. Одна из их функций — выделять гормоны, участвующие в процессе родов. Эта часть мозга расходует ничтожное количество энергии. Что же касается мышцы матки, то она относится к так называемой гладкой (непроизвольной) мускулатуре. Гладкие мышцы расходуют энергию в 20 400 раз экономнее, чем поперечнополосатые, к тому же они легко могут использовать в качестве ее источника жирные кислоты (и предпочитают их глюкозе). Поскольку в человеческом организме много жировых запасов, опасность остаться без источника энергии гладким мышцам практически не грозит. Очень важно понимать, что гладкие мышцы, а иногда и скелетные тоже, могут использовать в качестве источника энергии жирные кислоты. В этом смысле весьма показательны результаты исследования Патерсона и его коллег . Чтобы объяснить их значение, напомним, что наличие в моче кетоновых тел означает всего лишь, что в качестве источника энергии организм воспользовался жирными кислотами. Патерсон показал, что у женщин, которые голодали двенадцать часов перед плановой операцией кесарева сечения, проводимой под общей анестезией, уровень кетоновых тел в моче был выше, чем у женщин в процессе родов. Следовательно, рожающие женщины расходуют меньше энергии, чем те, которым предстоит операция до начала родовой деятельности.

Спорная, но интересная точка зрения: согласно Одену, личность ребенка формируется в зависимости от того, какой гормон больше вырабатывается в процессе родов и в первые часы после родов: окситоцин или адреналин. Если у родившегося ребенка в организме много окситоцина, то этот человек будет нести в себе некое созидающее начало, будет способен к любви. И наоборот, если роды были с большим количеством неоправданных вмешательств, если не было первого контакта ребенка и матери, и конечно, если это было “кесарево сечение”, то в организме ребенка преобладает адреналин. Отпечаток избыточного адреналина при родах коренным образом повлияет на мировосприятие, на поведение человека в дальнейшем, может способствовать выработке агрессивности.

Грозит ли человечеству излишняя рациональность? В наши дни зачатие ребенка все больше становится вопросом принятия рационального решения, что доказывают многочисленные социологические опросы. Авторы одного из них пришли к выводу: решение о том, заводить ли ей ребенка, женщина сегодня принимает «таким же образом, как решает вопрос — брать ипотечный кредит на новый дом или нет». Здесь идет в ход логика, взвешиваются все «за» и «против». Аргументы в пользу материнства довольно легко обретают смешной оттенок, становятся похожими то на самовнушение («пока я не рожу себе ребенка, я не буду полноценной женщиной»), то на рассуждения подростка («буду любить свою деточку — и она меня полюбит», «у меня будет настоящая живая куколка»). Это превращение в человека, все более руководимого рассудком, происходит в то самое время, когда развитие электроники и компьютерных технологий побуждает неокортекс работать все больше и интенсивнее. Сегодня мы прибегаем к помощи искусственного интеллекта, а еще совсем недавно назначением большинства машин было придавать новую силу нашим рукам и ногам или заменять их. Мы изобрели всевозможные средства транспорта, чтобы меньше работать ногами, создали рычаги и краны — могучую замену рукам. Движение в сторону все большего рационализма происходит в то время, когда все более широкое использование надежной техники кесарева сечения может сокрушить прежде существовавшие барьеры, ограничивавшие эволюцию головного мозга, и облегчить передачу будущим поколениям тенденции к росту его объема. Преобладание рассудка не таило бы в себе угрозы, если бы в людях одновременно развивались способность любить и воля к жизни. Пока же все свидетельствует о том, что нас ожидает дальнейшее ослабление и нарушение способности любить… если  мы не очнемся.

Приятно послушать умного человека. Читайте!

Метки:
Этот материал был полезен?