Наталья Вишня. Ловушка для вундеркинда

Издательство: Рама Паблишинг, 2010 г.

Поклонники передачи «Минута славы» наверняка помнят мальчика по имени Марк Вишня, который в нежном возрасте удивил всю страну своими уникальными математическими способностями. Книгу «Ловушка для вундеркинда» написала его мама. В этой семье каждый чем-то отличился: мама и папа – бизнес-тренеры, старший сын блистает в программе «Большая разница» и уже именует себя продюсером, младший – финалист «Минуты славы». С его пребыванием в программе вышел скандал, о чем также можно узнать из рассказа о насыщенной жизни маленького вундеркинда.  

Эту книгу нельзя назвать сборником методик «как развить в ребенке суперталанты». Она состоит из историй (18-ти историй, если быть точным) о семье. О том, как дети живут, учатся, чем они увлекались в раннем детстве, каковы их индивидуальные предпочтения. Текст без преувеличения пышет родительской гордостью за своих детей, стиль изложения очень эмоциональный, если не сказать пафосный. Все подробности жизни написаны человеком-паровозом, прокладывающим себе дорогу в мире обывателей.

Как я уже писала, в два года Марк знал всю таблицу умножения. Он проделывал с ней разные манипуляции: записывал в тетрадке, на стенке в комнате, считал на калькуляторе, писал мелом на асфальте и просил нас играть с ним в математический диктант, как устно, так и письменно. Это могло происходить в любое время и в любом месте. Как дома за столом, так и в такси по пути из магазина. И вдруг мы начали замечать, что Марик стал давать неправильные ответы, путаться и сбиваться. Мы стали проводить работу над ошибками, а на следующий раз Марк опять отвечал неправильно, но уже в других примерах. Мы не понимали причину этого «сбоя». Интерес у ребенка к математике и цифрам не утихал. Марк с удовольствием играл с циферками, всегда был в хорошем настроении и демонстрировал желание продолжать. Психологи утверждают: чтобы у ребенка открылись дарования, необходимо сочетание нескольких обстоятельств. У него должно быть время, свободное от беготни. Его не следует навязчиво контролировать. В доме должен быть доступ к библиотеке, фортепиано, краскам, компьютеру, необходима также интеллектуальная среда. Но самое главное, должны быть любящие родители и внимательные люди в окружении маленького человечка. У Марка Вишни все это есть с первых дней жизни. «Дитя света», «Ребенок нового тысячелетия», «Мальчик-калькулятор» — как бы ни называли юного вундеркинда, родители хотят, чтобы прежде всего он рос счастливым.

В этих описаниях все сходится, ни к чему не придерешься, но все слишком идеально. Чувствуется ораторский талант автора. Наталья Вишня рассказывает о родительской роли в воспитании, о том, какие возможности предоставлялись детям в их семье, и как дети сумели их развить. Получается восхитительная картина абсолютного блаженства, в которой нет места проблемам, сомнениям, ошибкам. Каждый понимает сказанное в меру своих способностей – возможно, кому-то очень не хватает такого позитива и непоколебимой уверенности в своих силах.

Мы с мужем время от времени читаем в Интернете или в прессе интересные заметки про нашего мальчика. Мальчика Марка. И уже спокойно научились реагировать на выдумки и враки некоторых, так сказать, журналистов. Вот однажды мы прочитали, что наш сын Марк ходит в лицей и учится в седьмом классе, хотя на тот момент ему было четыре года. Мы-то посмеялись, а кто-то ведь поверил! И, наверное, подумал: что-то в этой семье не так, здесь больны или родители, или сам ребенок. Что же касается Марка, то он преспокойно ходил себе в детский сад по месту жительства и, естественно, был даже не в курсе всех тех глупостей, которые пишут про него дяди. и тети. Более того, он даже не знает о своем участии в программе «Минута славы» — мы никогда с ним это не обсуждали. Марик великолепно ладит с коллективом и просто обожает детский сад. Порой, когда приходится забирать его на каникулы, он скучает по своей любимой воспитательнице. Нине Петровне. Да, конечно, Марк опережает своих сверстников в интеллектуальном развитии. Но у него не возникает желания демонстрировать это в детском саду. Марик отлично ориентируется в реальностях, прекрасно играет с друзьями во все детсадовские игры. С ним интересно общаться: Марк много философствует и необыкновенно понятлив и сообразителен. Как-то Маркуша читал книжку и быстро перелистывал страницы. Я спросила его: «Ты смотришь картинки?», на что Марик мне ответил: «Я читаю мозгами!», а потом он так же быстро пересказал все то, что было им прочитано.

Во многом автор книги права. В том, что в нашей стране одаренные дети получают очень мало поддержки от государственных систем. Вдобавок, наше общество долго существовало в жестких рамках: все были априори одинаковыми. Нельзя было выделяться из «норм». И в наших головах эти нормы все еще существуют. Если рядом появляется одаренный ребенок со сверхспособностями, первая мысль окружающих: как же ему будет трудно жить. Не легко, а трудно. Не весело, а грустно. Вот, о чем мы думаем в первую очередь, и это тоже очень грустно.

Чем больше я читала и занималась самообразованием, тем больше я понимала, что все мы, люди, очень разные. Но нас в школе делили на лириков и физиков. А учили всех одинаково. Считали, что мы вырастем и разберемся, кем быть. На деле же оказалось, что отличники так и не стали отличниками в жизни, а тихие троечники и буйные двоечники довольны своей судьбой. Теперь, когда есть достаточное количество книг, где описаны все примеры становления успешных людей, уже можно делать выводы: все зависит от цели в жизни, стремлений и талантов. И прежде всего это мы — родители должны стоять на защите талантов своих детей. Школьная система, к сожалению, может сокрушить индивидуальные способности. Особенно если ребенок слаб в той области, где все определяется тестами. Это касается прежде всего тех детей, которые активны, неусидчивы и, естественно, невнимательны. Таких ребятишек очень много. Но их, как правило, относят к гиперактивным и ставят им диагноз необучаемого. Хотя, конечно, это совсем не отражает истинных талантов ребенка. И уж тем более не помогает раскрыться личности. Другие же дети медлительны и задумчивы. Им скучны предметы, которые не вызывают у них интереса. В итоге они тоже не будут блистать в школе. Но и это, опять же, не причина, чтобы утверждать о бездарности ребенка.

Многие методики, применяемые в семье Вишня, стоит взять на вооружение. Например, если у вас есть сомнения по поводу каких-либо «неправильных» занятий ребенка или его увлеченности «неправильными» передачам (играми компьютерными) – попробуйте разделить их с ним. Примите посильное участие. И пусть ребенок комментирует свои ощущения, мысли. Попробуйте вникнуть в его интерес, прочувствовать, что творится в его голове. Возможно, проблема перестанет быть таковой, выйдя из сумрака. «Юные гении любят партнерство» - цитата из книги. Партнерство любят все дети, и об этом нелишне себе напоминать почаще. Или другая проблема: запугивание детей, попытка воздействовать на них угрозами. Эта привычка также родом из давних времен, когда на детей давили свысока. Дети – благодарные «поглотители» страхов, ведь они верят взрослым. У них еще нет причин, чтобы не верить. И всё сказанное они мгновенно переводят лично на себя.

Родители для детей должны быть авторитетом, а не авторитарными учителями, и бояться и паниковать — это из другой области. Области, в которой живет потенциальный неудачник и неуверенный в себе человек. Если оглянуться вокруг и прислушаться, что говорят детям взрослые, пытаясь их воспитывать, то вы ужаснетесь. В магазинах, на улице, в поликлинике происходит много интересных сцен между мамами, папами и их детьми. И как отовсюду звучит: «Не ходи туда — упадешь!», «Бабайка тебя заберет», «Я уйду от тебя, если не выйдешь из лужи!», «Сейчас тебя дяде отдам!», «Вызову милицию, пусть тебя заберут за плохое поведение!». Или еще страшнее фраза: «Когда ты так себя ведешь, я тебя не люблю!» Вы представляете, что думает ребенок в этот момент? И какой стиль поведения у него вырабатывается?  В голове малыша проносятся приблизительно такие мысли: «Мама меня любит только тогда, когда я не хулиганю и не раздражаю ее, а если я буду плохим мальчиком, она найдет себе другого хорошего сына. И я останусь один». И что же потом удивляться, когда ребенок боится отпустить мамину руку даже на несколько минут? Он ведь помнит, как вчера не съел кашку и мама его ругала. А эти истерики по поводу того, что мама пошла в магазин и может никогда не вернуться, разрывают сердце любому взрослому. И мы никак не можем понять, чего же ребенок так боится?

Это правда, у нас все еще любят запугивать детей, принижать их качества. Все из той же оперы – многие взрослые боятся, что их дети станут «какими-то не такими». Неудобными для общества. Талантливые дети тоже неудобны.

Также в книге рассказывается о дружбе детей и телевизионщиков, участии детей из семьи Вишня в телепередачах, смешные и нелепые истории с журналистскими публикациями. Ее необходимо прочитать всем, кто мечтает о телекарьере для своих детей: от участия в рекламе до всемирного признания в телепроектах типа «Минута славы». Чтобы осознать всю тяжесть будущей ответственности, оценить общественную реакцию. Семья автора книги по-своему уникальная, и силы духа им не занимать. Однако ощущение иллюзорности происходящего не отпускает придирчивого читателя, как и ощущения, будто многое осталось недосказанным и скрытым.

Цена книги в магазинах: ~180 руб.

Метки:
Этот материал был полезен?