Музей камнерезного и ювелирного искусства – один из самых молодых в городе, он основан в 1992 году. Все украшения, предметы старины и камни расположены на трех этажах здания, что в бывшей усадьбе Горной аптеки (кстати, спроектированной архитектором Малаховым), в самом центре города, напротив Площади Труда и фонтана «Каменный цветок».

Уральские горы богаты драгоценными камнями, самоцветами и драгметаллами. И, само собой, Уральский край изобиловал мастерами – приглашенными из-за границы и местными «самородками», которые искусно обрабатывали и обрамляли богатство, добытое из-под земли. Но вышло так, что львиная доля каменных красот из наших краев сразу же отправлялась в российские столицы и дальше, на Запад. Вспомните бажовские сказы: вот рудознатцу дают задание добыть драгоценные каменные глыбы для царского дворца; вот девица стараниями Хозяйки Медной горы оказывается в петербургских палатах, отделанных малахитом, «что тятенька добывал», среди придворных, которые не чувствуют особой ценности и силы зеленого камня. И хранители Музея сразу же предупреждают: здесь у нас не так много экспонатов, ведь самые интересные вещи сразу же увозились в Петербург – они и сейчас там. Но, конечно же, в музее есть на что посмотреть. Малахит, цветастая яшма, чистейший белый мрамор, шкатулки и вазы, купели и чаши, письменные приборы, печатки и прочие дивные игрушки.

 

 

Из фойе мы поднимаемся на третий этаж – экспозиции здесь принято осматривать «сверху вниз». Под крышей музея располагается Выставка камнерезного искусства 18-20 века Императорской Екатеринбуржской гранильной фабрики. «Посмотрите на ступени, из какого камня они сделаны?» - спрашивает смотритель детей, - «Не знаете? Это мрамор. Но не самый лучший. А из самого лучшего мрамора, белого, мягкого, делали вазы, чаши и статуи. Вот они, в витринах у окна». Камень белый, теплый, притягательный – детям обиднее всего то, что ничего нельзя трогать. «Все наши витрины – на сигнализации, а залы – под видеонаблюдением. Если что-то сломается, упадет – закричат сирены, с первого этажа примчится охранник с оружием и спросит: что за шум??»

 

 

Смотрители очень доброжелательны и внимательны. Мы не заказывали экскурсию, но они рассказывают детям любопытные вещи об экспонатах, проговаривают названия камней. Вот башмачки – из яшмы, синяя тарелочка и печатка – из лазурита, шкатулка и подставка для печати из горного хрусталя – малахитовые.

Названия завораживают, но интереснее – вглядываться в узоры, ощущать через стекло холодность или теплоту камня, его «настроение» и силу. И знать, что вот эти цветные узорчатые массы выплавлялись миллионы лет назад в бурлящих недрах Земли, потом остывали понемногу и выталкивались наверх. Опять же, очень хочется потрогать – а нельзя. Вот яшма – непрозрачная, блестящая, бывает желтой, красной, зеленой, крапчатой, иногда на ней видны хитрые узоры и картинки; Гиппократ лечил яшмой лихорадку и эпилепсию, яшма известна как камень алхимиков… Из нее делали печатки, амулеты, игрушки, браслеты, броши. «Поглядите на ручки наших дверей – они из яшмы». Камень всюду.

На втором этаже входим в малахитовый зал 19-20 века. Здесь и искусственный малахит (ящерка на камне, чаша), и природный. В чем разница? А она заметна: искусственный камень глаже и словно бы мягче, с меньшим блеском, узор его ровнее и не такой замысловатый, как у камня настоящего. Все-таки, перехитрить природу – сложновато. Изделия из природного малахита ярче. Они не просто вытачивались из цельной глыбы, мастера еще и играли рисунком: нарезали тоненькие пластинки узорчатого камня и выкладывали из них мозаичную картину. Места стыков «паззла» заметны, но от этого вещи становятся только живее. Стоим, разгадываем: на что похож узор каждой чаши или блюда. Кто увидит в нем цветок, кто камень, кто черепаху. Там – глазища, там – зубастый рот.

 

 

В малахитовом зале есть «каменная арка», слепленная из самых разных камней, которые только встречаются на Урале. Смотритель рассказывает, где какой камень прикреплен. Кстати, малахит в зале – не только уральский. В одной витрине выставлены игрушки из африканского малахита! Крокодил, обезьяны, собачки… Но наш малахит мне показался интереснее :)

 

 

На втором этаже – еще несколько залов и зальчиков, где выставлены каменные  изделия современных мастеров. Есть абстрактные украшения, а есть – более понятные детям игрушки: рыбки, бабки-и-дедки, птицы и ягоды.

 

 

Удивляемся, как удачно мастер подобрал рисунок камня, как здорово скрепил части, как чудно блестит игрушка. Жалеем, что для работы по камню наши ручки – слабоваты. Но вот если набрать камней на улице и скреплять их универсальным детским клеем – пластилином…

Среди каменных игрушек есть еще предметы старины, найденные при раскопках разрушенных зданий. Осколки расписных тарелочек и чашек – чтобы стало ясно, из каких приборов пили и ели екатеринбуржские купцы да мещане, обломки их глиняных курительных трубок, аптекарские бутылочки, по которым фармацевты прошлого разливали микстуры и настойки, а еще – двух- и трехсотлетние гвозди – не чета нынешним метизам.

 

 

Но дети – есть дети, в очередном зале они уже начинают скучать и рваться на свободу, а потому мы потихоньку спускаемся вниз и переходим в «детскую комнату», она же «комната отдыха», или Бажовский зал. В центре комнаты расставлены диваны, рядом с ними – расписные качели – лошадки и петушки, на которых можно качаться детям до семи лет. Мальчишки немедленно седлают коней и радостно «отмокают» после обхода двух этажей музея.

 

 

И пока они резвятся (насколько можно резвиться в музее), у меня есть время обойти зал – осмотреть картины и каменные изделия, выполненные по бажовским сказам. Почти в каждом зале смотрители спрашивали детей: «А вы читали/слушали сказы Бажова?? Почитайте обязательно». Помню-помню и я подобные вопросы в своем детстве. Тогда я заинтригованно бралась за книгу в «малахитовой» обложке, но довольно быстро откладывала ее в сторону – книга казалась скучной и смутной. Прошло много лет и «малахитовая книжка» снова попала мне на глаза. Я открыла ее и – просто утонула в этих волшебных пронзительных сказах. Потом, начитавшись «под завязку», поставила книгу на полку с мыслью, что все-таки, это не для детей. Но после посещения музея дети попросили почитать им про Копытце и «Пр-равильно, говоришь. Пр-равильно» (с), потом с восторгом потребовали еще, проглотили «Голубую змейку», «Огневушку-Поскакушку», «Каменный цветок»… Так и читаем-перечитываем до сих пор малахитовую книжку :)

 

 

А в Бажовском зале по стенам развешаны палехские картины, писанные по сюжетам бажовских сказов. Картины тоже непростые: по каждой из них можно прочесть сам сказ. Вот Серебряное Копытце выбивает самоцветы на крыше домика, а дед Кокованя и Даренка смотрят на него; чуть сбоку – тот же дед бежит по лесу на лыжах, чуть выше – Копытце играет с Муренкой на поляне... «Похоже на мультик», - сказал ребенок. Отличная комната отдыха, сказочно отдохнули :)

Рядом с Бажовским залом в широком холле – старая мебель. Резной «барский» стол со стульями, комод, шкафище, домотканый коврик. В углу – гранильный станок с ручным приводом; в Музее Истории Архитектуры и Промышленной Техники Урала мы видели и другие – с ножным приводом. И по-прежнему удивительно: на таких-то громадинах мастера вытачивали тонкие чудесные вещицы.

И последний удивительный зальчик. В нем за стеклом витрин – десятки каменных шаров. Это просто поражает воображение: идеально ровные сферы из самых разных камней. Словно разные планеты, разные миры, разные стихии. Одного жаль: дети уже рвутся на улицу, и я не успеваю по-хорошему вникнуть в эту магию камней, прочитать их названия, узнать об их происхождении… Решено: в следующий раз иду сюда без детей.

 

 

К слову: мальчишки остались довольны, их впечатлили разные камни, названия, каменные игрушки и мозаики, хотя дошколятам и сложно сосредоточиться надолго. Смотрители дружно подтверждают, что вдумчиво пройтись по залам и внимательно послушать экскурсовода могут только школьники. Детишки помладше – просто знакомятся с разнообразием камней и их применением. Хотя для них здесь могут провести костюмированную экскурсию с участием Хозяйки Горы, мастеров и других персонажей бажовских сказов (собраться бы ю-мамской компанией и порадовать себя :))

Куда мы с детьми не попали – так это в Золотую кладовую и Зал серебра, расположенные в цокольном этаже здания (там выставлены самородки и изделия из этих металлов), и еще в пару выставочных залов на втором этаже – в музее периодически происходит смена выставок. Но нам и так хватило впечатлений. Выходя из музея, дети задержались во дворике: там тихо и загадочно от разных старых вещей. А сразу за калиткой старой усадьбы – шумный город…

Обязательно придем еще, попозже. Приходите и вы! :)

Адрес музея: пр.Ленина, 37.

Тел.: 371-00-82, 371-24-62.

Режим работы: касса – 11:00 – 17:00, выходные – понедельник, вторник.

Стоимость билетов: 

Постоянная экспозиция:

взрослые – 35 р.

школьники – 20 р.

пенсионеры, инвалиды – 20 р.

многодетные семьи (на каждого члена семьи) – 20 р.

дошкольники (3 – 7 лет) – 15 р.

Посещение выставочных залов оплачивается отдельно – 15 р. (для всех категорий посетителей)

Экскурсии:

детские – 200 р.

взрослые – 300 р.

на иностранном языке – 400 р.

Золотая Кладовая – 300 р.

костюмировання экскурсия «Сокровища Хозяйки Медной Горы» - 250 р. с участием одного персонажа, 300 р. – двух, 350 р. – трех, 400 р. – четырех.

Фотографирование: один снимок стоит 20 р.

Метки:
Этот материал был полезен?