Доктора акушеры и перинатологи, женщины, имеющие детей, учёные мужи, все, кто имеет какое-либо отношение к теме - никто не может похвастаться богатым знанием о ребёнке, пребывающем в утробе матери...
...
Изд-во НФ 'КЛАСС', 2005 г.
категория: раннее развитие
об авторе:
Дэвид Чемберлен — один из создателей новой области знаний: пренатальной и перинатальной психологии. Изучал гипноз и его клиническое применение. Участвовал в создании Ассоциации пре- и перинатальной психологии и здоровья и почти 10 лет был ее президентом. Доктор Чемберлен преподает в Институте Santa Barbara Graduate. Продолжает свои исследования и психотерапевтическую практику в городе Невада, Калифорния. Вот уже более 25 лет он говорит об интеллекте новорожденных и неродившихся младенцев, убеждая родителей и профессионалов улучшить психологическое качество рождения.
Доктора акушеры и перинатологи, женщины, имеющие детей, учёные мужи, все, кто имеет какое-либо отношение к теме - никто не может похвастаться богатым знанием о ребёнке, пребывающем в утробе матери. Врачи расскажут о физическом развитии эмбриона и закончат пространными обобщениями о появлении слуха на такой-то неделе и зрения (мутного, чёрно-белого, никакого) на такой-то. Мамы помнят о своей беременности, как о прекрасной поре, полной ощущений чудесных и не очень. Но понимать своего ребёнка от и до, ощущать его полноценной личностью с минуты зачатия их никто не учил. Для этого знания важен не только материнский инстинкт, но и чисто научные факты. Книга «Разум Вашего новорожденного ребенка» - это уникальный сборник информации о развитии человека, неласково называемом эмбрионом, с момента зачатия и до новорожденного периода. Все данные подкреплены результатами исследований, каждая статья впечатляет: неужели и правда? После прочтения осознаёшь весь масштаб бедствия, насколько общество не готово относиться к ещё не рождённым, но уже детям иначе. И какую революцию нужно совершить, чтобы сломать стереотипы о беспомощном младенце, полуслепом и бесчувственном.
До недавнего времени существовало много различных представлений о новорожденных, но слишком мало было известных ныне фактов. В течение нескольких столетий младенцы были отделены от взрослых стеной незнания. Эта закрытость не позволяла нам обнаружить, насколько они удивительны. Наше отношение к ним основывалось на очевидных фактах, свидетельствующих об их малых размерах, массе и незначительной мощности их мышц. Следовательно, младенцы описывались и трактовались иногда как восхитительные, но беспомощные, субчеловеческие, глупые и бесчувственные существа, и отношение к ним было соответствующим. Наука двадцатого столетия полагала, что крики младенцев — это всего лишь "случайные" звуки, их улыбки — только "артефакты", а их выражения боли — просто рефлексы. Дезинформация о новорожденных делала родительство трудным, а взгляд на младенцев грудного возраста — примитивным.
Как развивается ребёнок до родов и в первый месяц после рождения, что он видит, слышит, ощущает, как работает его нервная система, и что это означает. Никаких пустых эмоций и обобщений, только голые факты, примеры и доказательства плюс развенчивание некоторых мифов о новорожденных:
Младенцы нечувствительны. Некоторые врачи и медицинские сестры все еще продолжают говорить родителям, что младенцы не обладают чувствительностью — что они не будут страдать во время медицинских процедур или отсутствия матерей, если их почему-либо не пропускают в детскую палату. Обезболивание не считалось необходимым для младенцев, подвергающихся хирургическим вмешательствам.
Очень слабые умственные способности. Возможно, самыми позорными мифами о новорожденных являются мифы об их умственных способностях. Ссылаясь на данные анатомии мозга при рождении, ученые заключили, что он "примитивный" и слабо развит.
Мозговой конвейер. Другим основным непониманием функции мозга младенца являлось то, что его мозг ассоциировался с двигателем на сборочном конвейере, то есть предполагалось, что он не работает до того момента, пока не будет установлена его последняя часть. Эту ошибку поддерживало и предубеждение, что части мозга, которые сформировались первоначально, были "примитивными" и менее значимыми, в то время как те, которые развивались позднее, были намного более сложными и важными.
Младенцы не могут думать. До недавнего времени эксперты по изучению мозга сходились во мнении, что, подобно всеми любимому персонажу известной детской книги о Винни Пухе, новорожденный весьма недалекого ума. В недавно вышедшей книге одного известного психолога из Гарварда о природе ребенка говорится, что кора головного мозга малыша очень напоминает кору мозга взрослой крысы.
Отсутствие самоощущения. Другой миф: без физических чувств и полностью сформированного мозга не может быть ощущения самого себя и других. Психоаналитики объявили, что младенцы "аутичны", погружены в себя и нечувствительны к социальным сигналам, они не готовы к отношениям и уж конечно не готовы к общению.
Дети не нуждаются в матерях. Этот миф оправдывает содержание младенцев в детских отделениях родильных домов вдали от их матерей — практика, обосновывающая этот порядок необходимостью обеспечить здоровье младенцев.
Миф о возрасте. Возраст — категория, которая работает против младенцев. Не осознавая этого, мы склонны выделять возрастные группы, отличные от нашей собственной: эмбрион, плод, новорожденный, ребенок, взрослый или пожилой. Так или иначе, эти "другие" кажутся нам жалкими, ущербными и несравнимыми с нами.
Наверняка многие мамы слышали и не раз все эти мифы из уст уважаемых врачей. К сожалению, в нашей стране – и не только в нашей, наверное, отношение к младенцу до и после рождения изначально является сугубо медицинским. Ребёнок=пациент, беременная=пациентка. То, что происходит во время беременности с мамой и ее дитём, редко объясняют развитием, природным процессом. Все изменения подпадают под инструкции: на 20-й неделе беременным выписывают железо, чтобы неизвестно что сделать с физиологической анемией (прибить её этим железом), после 22-й – препараты, улучшающие кровоток... Никто не знает, и никто не просветит женщину, что в эти – даже не месяцы, а дни и часы, ведь все процессы у ребёнка происходят с фантастической скоростью – происходит на самом деле. Кроме скупых заметок «начинается формирование такой-то системы и такой-то», не говорящих человеку неосведомлённому почти ни о чем. В книге подробнейшим образом и популярным языком описываются стадии развития так красочно, что поневоле начинаешь видеть картинки, жить ими, вернее, переживать заново.
Фильмы ученого Лайли показывают, что пренатальные балетные движения начинаются с вытягивания и вращения головы. Затем начинают вращаться плечи. И, наконец, начинают вращаться поясничный отдел и ноги, используя продольные мышцы спины. Это наблюдается уже на 2б-й неделе. Такие акробатические трюки за пределами матки он не может повторить даже в первые 2—3 недели после рождения. Это демонстрирует уникальное преимущество водного окружения в матке, которое в течение месяцев обеспечивает младенцу возможность относительно легко проявлять активность и самовыражение. В каждом таком движении проявляется превосходнейшая координация мозга и тела.
Тело вашего младенца, полностью подготовленное к рождению, снабжено очень подвижными и податливыми внутрипозвонковыми дисками и соединениями, готовыми складываться в узких местах. Головные пластинки, защищающие мозг, будут сопротивляться давлению, смещаться, а затем после рождения постепенно расправляться до нормального вида. Так вы вырастили младенца, готового к безопасному путешествию по родовому каналу.
Книгу Дэвида Чемберлена не зря называют уникальной отнюдь не в рекламных целях, ещё никто столь скрупулёзно не занимался этим, казалось бы, скучным периодом «до». Всё-таки, это прекрасно, если беременная женщина будет не только без конца прислушиваться к таинственным шевелениям внутри себя и выяснять, что за диагнозы весёлой чередой тянутся у нее в обменке, но и достоверно узнает, что происходит с её ребёнком. Чем он живёт, что чувствует, как пытается общаться с ней всеми доступными способами.
Существует несколько причин, почему голос матери оказывается таким важным для ее младенца. Во время внутриутробной жизни младенец лучше приспособлен слышать высокочастотные звуки голоса матери, чем низкочастотные звуки голоса отца. Доктор Томатис объясняет, что области слуха, воспринимающие высокочастотные звуки голоса, лучше развиты до рождения, между тем низкие частоты не воспринимаются до пубертатного периода. Этот удивительный факт объясняет, почему мужские голоса понижаются на октаву, а женские голоса понижаются на несколько нот в пубертатном периоде — еще один пример того, как слух влияет на речь.
Вторая причина, почему предпочтение отдается не голосу отца, а голосу матери, состоит в том, что младенец слышит больше благодаря проводимости костной системы, а не проводимости воздуха, а матка — это звуковая камера. Чтобы быть услышанными, отцы должны прилагать особые усилия. Используя костную и нервную воспринимающие системы, отцам нужно находиться близко, говорить ясно и немного громче обычного.
Младенец никогда не находится вне влияния материнского голоса. Ваш голос — это константа, это постоянство; ваш младенец купается в нем. Это может быть и большой ответственностью. Кто еще может слышать все наши звуки и днем, и ночью? Доктор Томатис предупреждает матерей, что ранние звуковые впечатления в матке могут оказывать как стимулирующий, так и подавляющий эффект на желания вашего младенца слушать и общаться. В чрезвычайных случаях, когда матка подобна шумовой коробке, младенец, возможно, захочет спрятаться от жизни. Если ваш голос всегда повышен, сердит или в нем звучат тревожащие нотки, возможно, ваш младенец научится бояться его. Попытайтесь напевать вполголоса, задушевно, петь только мелодию, без слов, говорить мягко. Эти советы годятся и для отцов по тем же причинам. Ваша связь с ребенком начинается уже в матке с этой личной "телефонной линии".
В книге собрано огромное количество примеров из реальной жизни: дети под гипнозом и без оного вспоминают весь процесс родов, эти рассказы сопоставляются с воспоминаниями матерей. Можно узнать, какие психологические последствия имеет послеродовой шок, как незначительные детали накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Какие сны видит младенец после рождения, что они означают, как распутывать сложнейший язык жестов - ведь ребенок общается с миром, используя все части тела. И почему так важны эмоции маленького человечка, которые официальная медицина, кстати, относит к «реакции на процессы, происходящие в пищеварительном тракте».
С помощью определенного гормонального колдовства малыш решает свои проблемы в процессе развития. Еще не родившиеся дети определяют длительность беременности, решают, в каком положении они будут находиться и как появятся при родах.
Наблюдая четырнадцать новорожденных в состоянии сновидений, исследователи отметили много признаков сознания: гримасы, хныканье, улыбки, подергивание лица и конечностей, перемещения тела и конечностей. Периодически с частотой 10—15 секунд возникали эпизодические, "корчащиеся" движения туловища и беспорядочные движения конечностей, пальцев рук и ног ("плохие" сновидения). Они наблюдали на лицах младенцев чувства, эмоции и мысли, выражавшиеся в виде гримас недоумения, презрения, скепсиса и др.
Автор книги резко критикует специалистов из области акушерства и гинекологии за игнорирование достижений современной науки. Такое впечатление, что многим докторам выгодно превращать свою работу в конвейер. Будущего ребёнка не принято уважать как личность, к его интересам никто не прислушивается, эти требования наверняка порадовали бы любую маму, но осложнили бы жизнь не только отдельно взятому доктору, но и всей медицине. Врач, приписывающий слепоту и глухоту пока ещё не рожденному младенцу, сам безнадёжно слеп и глух.
В течение столетия младенцы, находясь в заведомо проигрышной позиции, боролись, пытаясь убедить врачей, что они могут испытывать боль и что их боль имеет значение. Отвержение медиками боли у младенцев было вопиющим в практике детской хирургии, потому что операции проводились без обезболивания, ритуалы неонатального интенсивного выхаживания являлись обычным наказанием болью за рождение, как и при обрезании мальчиков. В последнее десятилетие это сражение достигло критического поворотного момента для хирургов, но не для акушеров, которые все еще сомневаются. Родители могли бы сделать многое, для того чтобы изменить обращение с новорожденными.
Впечатлительным мамам нужно приготовиться к сильному впечатлению: многие факты и примеры вызывают шок. После прочтения книги у читателя неизбежно появится комплекс вины. Мы не слышали своих детей, когда вынашивали их, мы пропустили миллион сигналов... Но всё в жизни невозможно предугадать, и наши подросшие дети продолжают общаться с нами не только словами.
Перестаньте испытывать чувство вины. Вероятно, у вас выработалась привычка чувствовать себя виноватой. Чрезмерное чувство вины может стать в вашей семье традицией, передаваемой от бабушек и дедушек родителям ребенка. Спросите себя, является ли чувство вины способом выражения любви. Если да, то включите тормоза; сосредоточьтесь вместо этого на настоящих способах выражения любви. Основной источник вины — это вера в то, что быть родителем — значит контролировать все и вся в жизни вашего малыша, что на самом деле неверно. Когда дети делают что-то не так, то смущенные родители берут вину на себя и размышляют над тем, что они сделали неправильно. Вероятный ответ на этот вопрос — "ничего". Вы — лишь одна из многих сил, действующих в жизни вашего ребенка. Если вы подумаете о своем вкладе в виде влияния, но не контроля, то общее количество вины сократится до нужных размеров. Вас должно подбодрить напоминание о том, что у детей есть свои чувства и мысли. Посмотрите на семьи с двумя детьми, которые воспитывались одинаково хорошими или (плохими) родителями. Один становится народным героем, другой — народным бременем. Не вина родителей, а выбор ребенка создал разницу.
хороший обзор
Спасибо за труд :)
Подскажите пожалуйста, где эту книгу можно преобрести в Санкт-Петербурге?
Для меня было полезно и как для мамочки, и как для психтерапевта