Дошкольное образование в разных странах:

автор
дедушка
Екатеринбург

Хотя эта новость с бородой, хотелось бы её вспомнить.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ: МОДЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Это HTML версия файла http://www.genderpolicy.ru/base/File/Detsad/Sbornik/6_Markova.doc.
G o o g l e автоматически создает HTML версии документов при сканировании Интернета.

http://66.102.9.104/search?q=cache:AF66tUsIqWMJ:www.genderpolicy.ru/base/File/Detsad/Sbornik/6_Markova.doc+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8B+%D0%B2+%D1%80%D0%B0%D

 Несмотря на различие культур и своеобразие путей развития педагогической науки и практики, в сфере дошкольного образования разных стран имеется ряд аналогичных проблем, таких как: определение содержания, методов и средств дошкольного образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей; создание условий для обогащения опыта взаимодействия детей разного возраста, расширения их представлений о культурно-этническом многообразии; совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями; перестройка деятельности дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения нужд семьи. Не претендуя на всеобъемлющую полноту освещения, проанализируем некоторые зарубежные модели. Обзор зарубежного опыта дошкольного образования позволяет сравнить и определить его статус и роль государства в его развитии. 

 Дошкольное образование Японии

 «Традиция» — ключевое слово для понимания культуры страны восходящего солнца. Традициями пронизана вся японская жизнь, включая систему образования, в том числе и дошкольного.

 По традиции образование является здесь мужской вотчиной. Среди преподавателей университетов женщины — редкость. И в школе их немного. Среди заведующих дошкольными учреждениями женщины тоже практически не встречаются. А в последнее время мужчины стали теснить женщин и в профессии воспитателей.

 В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей — обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей, ребенка могут взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым еще только годик. Но отдавать детей из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими причинами.

 Все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы — в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование. 

 Зимой 1999 г. Японию потрясло известие об ужасном уголовном преступлении: женщина убила маленького ребенка, который стал конкурентом ее детей на экзамене при поступлении в детский сад. Конечно, подобный случай — явление из ряда вон выходящее. Но так или иначе отношения между родителями воспитанников элитных детских садов (которые в большинстве своем принадлежат успешным, процветающим корпорациям) довольно напряженные. Однако таких детских садов немного, как не много и садиков так называемого прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания и нет той жесткой и достаточно тяжелой для маленьких детей системы занятий, которая свойственна «элитным» садам.

 В большинстве же детских садов главная задача воспитателей — научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям — на улице, в присутственных местах — японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством этикетных формул и знать, где и когда их нужно применять.

 Учебный год в Японии начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях — от детского сада до университета — проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета – своих студентов.  
 Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами — каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов.

 В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится.

 Вообще в Японии большое внимание уделяется сохранению здоровья детей: в каждом учебном заведении работает коллектив медицинских работников – доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.

 Чтобы стать воспитателем детского сада, нужно отучиться два года в институте или университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются информированность и память. Японское государство проводит политику строгого отбора выпускников вуза при назначении на должность педагога. В отличие от других стран, для того чтобы стать педагогом, японский гражданин должен получить диплом и пройти экзамены при назначении на должность. Однако Япония — единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти.

 Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности.   
 Группы (6–8 человек обоих полов) формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Детям прививается множество навыков: как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.

 Состав этих групп не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей.

 Воспитателей меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы, рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу воспитанников. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения, и он не будет думать, что все взрослые его не любят.  
 Та же ситуация в начальной школе: здесь состав классов перетасовывается каждые два года, а учитель меняется каждый год.

 Воспитание маленьких детей в Японии не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

 Таким образом, дошкольное образование в Японии не является государственным и, как и в Германии, не подчиняется Министерству образования. Государство не оказывает финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады.Сообщение было изменено модератором 08-11-2009 в 14:02
автор
дедушка
Екатеринбург

Дошкольное образование Австралии

 Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

 Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные. Стоимость одного дня в детском саду 20–50 австралийских долл. (A$) Государство выплачивает пособие Child Care Benefit – максимум A$ 122 в неделю на одного ребенка, A$ 255 – на двух детей, A$ 398 – на трех детей. Минимум, который положен всем, – A$ 20.50 в неделю.

 Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

 Австралийское государство единственное, помимо России, оказывает помощь родителям на этапе получения детьми дошкольного образования.
автор
дедушка
Екатеринбург

Дошкольное образование Израиля

 За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока. 

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

 Приняв огромное количество репатриантов с высшим образованием со всего мира, эта страна и сейчас продолжает учиться: из 3,5 млн чел., населяющих сейчас Израиль, почти 154 тыс. – студенты. 102 тыс. из них обучаются в университетах, 24 тыс. – в колледжах и около 28 тыс. учатся заочно по программам Открытого университета.  

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

автор
дедушка
Екатеринбург

Дошкольное образование в США

 В США не существует единой системы дошкольного образования. Оно организуется в рамках различного рода краткосрочных или долгосрочных программ, призванных решать определенные задачи. Программа понимается как некоторая система содержательных мер, действующих для достижения той или иной цели. 

 Так, в США существуют самые разные программы, рассчитанные на дошкольников. Как правило, это программы, ставящие своей задачей снижение влияния стрессогенных факторов на детей и обеспечение их развития. Одни программы рассчитаны на полный день, другие — на часть дня. Существуют программы с гибким графиком, позволяющие родителям выбирать удобный для себя режим. Есть программы, рассчитанные на детей трех-четырех лет с особенностями в развитии. Как правило, это платные программы. Но они могут финансироваться и из других источников.

 Ребенок может в первой половине дня заниматься по одной программе, а во второй половине дня — по другой. Участие в разных программах поощряется, так как считается, что это позволяет детям получить разнообразный опыт и расширить круг общения за счет новых взрослых.

 Сегодня актуальна задача организации взаимодействия с родителями детей, имеющих особые нужды, и детей, для которых велика вероятность неуспешного школьного обучения. Родители таких детей вместе с педагогами участвуют в разработке индивидуальных планов развития ребенка, оценивают и утверждают его.

 Американские исследователи выделяют шесть видов взаимодействия семьи и детского сада:

 1. Детский сад помогает родителям организовать дома обстановку, адекватную для развития ребенка, обучает навыкам общения с малышом, дает информацию о здоровом питании и информацию, связанную с общественными службами.

 2. Детский сад предоставляет родителям информацию о развитии ребенка. Периодически организуются встречи родителей и педагогов, поддерживается почтовое сообщение и действует сайт детского сада.

 3. Родители привлекаются к работе детского сада, к участию во внеклассных занятиях. Они читают детям, учат их вязать или рисовать, помогают в организации занятий, участвуют в   

уборке и других мероприятиях.

 4. В детском саду родители могут получать информацию об учебном плане занятий с детьми и возможностях реализации этого плана в домашней обстановке. В этом случае детский сад снабжает родителей необходимыми обучающими материалами.

 5. Родители привлекаются к управлению детским садом. В этом случае возможно создание попечительского совета, планирующего бюджет и определяющего политику найма работников детского сада.

 6. Детский сад и родители тесно сотрудничают с общественными организациями, обеспечивающими реализацию и поддержку обучающих программ для дошкольников.

 Таким образом, дошкольное образование в США демонстрирует передовой опыт по интеграции усилий родителей и государства в обеспечении качественного функционирования детских садов, что можно было бы перенять системе дошкольного образования России.
автор
дедушка
Екатеринбург

Детские сады в образовательной системе Германии
Современная Германия – федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора модели обучения.

В основном образовательные учреждения являются государственными. Для них действуют государственные предписания, касающиеся программ обучения. Текущее управление образованием находится в компетенции земельных правительств, что, однако, не исключает общего руководства со стороны центра: Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной политики, выделяет средства на расширение учреждений образования. Несмотря на то, что в соответствии с конституцией ФРГ каждая земля сама отвечает за планирование и практическое осуществление школьного и высшего образования на всей территории, все земли сотрудничают друг с другом и Федеральным правительством, чтобы обеспечить совместимость курсов обучения в общеобразовательных и высших учреждениях.

 Благодаря принятию ряда соглашений между федеральными землями была достигнута унификация основных положений системы образования во всех землях. Политика федеральных органов и земель в области образования согласована с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного признания экзаменов, аттестатов, свидетельств об окончании школ, дипломов, званий. В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального закона. Каждая федеральная земля более или менее самостоятельна в определении времени посещения школ, сроков обучения и учебников. Учебные планы и образовательный уровень каждой земли различны. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько одобренных соответствующим министерством учебников, а учитель волен выбирать их сам. Таким образом достигается многовариантность образования, обеспечиваются плюрализм мнений и суждений. 

 Права Федерального правительства ограничиваются принятием основополагающих законов, в том числе по вопросам финансирования. Говоря о расходах на образование, следует отметить следующее. Ни одна федеральная земля не взимает деньги за обучение в государственных общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях. Все земли предоставляют за свой счет школьникам автобусы, перевозящие их из дома в школу и обратно, почти все земли предоставляют школьникам учебники и учебные пособия за небольшую часть их стоимости. Определенной категории школьников и студентов государство, в силу действующего федерального закона, оказывает материальную помощь. Между тем в Германии разрешены и частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8 % учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.

 Вообще система образования Германии включает в себя несколько ступеней. Элементарное образование принадлежит к первой ступени и представлено сетью дошкольных учреждений. В основном это детские сады, подготовительные классы и вводные группы, посещение которых является добровольным по желанию родителей в течение трех лет. Первой ступенью образования (Primastufe) является начальная школа, посещение которой начинается с шести лет. Срок обучения в ней составляет четыре года, в Берлине и Бранденбурге – шесть лет. Задача этой ступени образования – дать детям основы знаний, позволяющие продолжить образование в той или иной школе второй ступени образования I. 

 Вторая ступень образования I (Sekundastufe I) начинается с так называемой «ориентировочной ступени» (ее нет в России), которая призвана направить детей в подходящее им учебное заведение: основные школы, реальные школы, гимназии, комплексные школы. Учащиеся получают аттестат об образовании лишь после окончания реальной и основной школы, то есть по окончании пяти-шести лет учебы. 

 Вторая ступень образования II (Sekundastufe II) включает старшие классы гимназии, а также школы профессионального обучения и профессиональное обучение на предприятии («дуальная система» – параллельное обучение и практика на производстве – два года вместе с годом подготовки к профессиональному обучению), завершение которого приравнивается к среднему образованию. Молодой человек получает профессиональную квалификацию, после чего возможно продолжение образования только в профессиональной сфере. По окончании же обучения в гимназии (три года) учащиеся получают общий аттестат зрелости (абитур), что позволяет им поступать в любой вуз.

 Третья ступень образования – высшие учебные заведения с получением диплома о высшем образовании и учебные заведения повышения квалификации. Система образования ФРГ интегрирована в общеевропейскую: все виды учебных заведений задействованы в реализации программ ЕС, идет процесс унификации стандартов обучения, ориентированный на взаимное признание дипломов.

 Дошкольное воспитание и образование в Германии. Низшую, так называемую элементарную ступень системы образования Германии образуют детские сады. У дошкольного образования в Германии существует долгая традиция. Kindergarten является социальным институтом немецкого происхождения, который переняли многие страны. Это слово вошло в другие языки, например kindergarten в английском. 

 Первые учреждения для маленьких детей, где за ними ухаживали, появились в начале XIX в. Главной функцией таких учреждений был присмотр в течение всего дня за детьми промышленных рабочих, пока те находились на производстве. Рабочих мало интересовало внедрение образования в программу по уходу за детьми. 

 В буржуазной среде детские сады предназначались для того, чтобы дополнить семью, они были организованы так, чтобы подготовить детей к школе.

 В современных детских садах Германии главным в воспитательной работе является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра. В детском саду дети, как правило, проводят время только до обеда, а вторую половину дня они находятся дома, в своей семье. Между тем есть детские сады и детские учреждения и с продленным днем. Сегодня в ФРГ свыше 30 % детей от трех до шести лет посещают в детские сады. 

 30 июня – традиционный «переломный» день. Каждый ребенок, достигший к этому моменту шести лет, обязан идти в школу. Родителей извещают о сроках записи детей. До первого учебного дня они могут посещать подготовительные занятия, которые большей частью проводятся в начальной школе и имеют несколько названий: «Vorbereitungsjahr»; «Vorschule»; «Schulnachmittage». Цель этих занятий – подготовить пятилетнего ребенка к первому классу и максимально выявить его склонности, которые окажут в будущем решающее влияние на выбор школы. Существуют также и специальные группы для детей, достигших школьного возраста, но не способных к посещению школы.

 Приходится констатировать, что сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей от трех до пяти лет. Кроме того, сеть дошкольных детских учреждений, по нашим меркам, не совсем удобна. В основном это связано с графиком работы детских садов. Например, детский сад может работать с 7 до 12 часов дня. Иногда родителей просят забирать ребенка на обед и потом приводить обратно. Если сад работает, например, до 16 часов, то раньше ребенка забрать нельзя. Эта ступень образования Германии, представленная в основном частными дошкольными образовательными учреждениями, не является обязательной, и государство не принимает участия в ее финансировании.

 В отличие от наших детских садов, в Германии не ведется дошкольная подготовка детей – садики не относятся к Министерству образования и не имеют соответствующей программы, целенаправленной финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады, государство не оказывает.
автор
дедушка
Екатеринбург

Опыт других европейских стран

 В некоторых странах Европы поддержкой дошкольного образования может заниматься церковь. Так, во Франции существуют учреждения дошкольного образования, принадлежащие католической церкви и церковью оплачиваемые. Такие ДОУ посещает около 10 % детей.

 В ряде европейских стран уже на этапе дошкольного образования большое внимание уделяется вопросу интеграции детей с проблемами развития в среду нормально развивающихся сверстников. Вместе они посещают общие группы дошкольных образовательных учреждений. С раннего детства включенные в доброжелательную здоровую среду, дети с проблемами в развитии в дальнейшем более легко социализируются, а их нормально развивающиеся сверстники с раннего детства привыкают быть толерантными, адекватно оценивать и принимать людей с особенностями развития. 

 Краткий анализ моделей организации дошкольного образования в разных странах показывает, что мировой опыт многообразен, а российская (или бывшая советская) система дошкольного образования обладает множеством преимуществ. Вместе с тем зарубежный опыт мог бы стать хорошим стимулом и учебником для модернизации российского дошкольного образования, чтобы соответствовать новым экономическим условиям.
автор
дедушка
Екатеринбург

Российский опыт дошкольного воспитания

 Традиционная модель организации дошкольного образования в нашей стране включала все аспекты, фрагментарно присутствующие в моделях других стран.

 Для начала проанализируем образовательный аспект. Как в советское время, так и сейчас большинство детских садов находится в подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации и, в соответствии с нормативной базой, имеет право осуществлять образовательную деятельность по программам, одобренным и рекомендованным экспертным советом по дошкольному образованию. Эти программы базируются на лучших традициях отечественной дошкольной педагогики, они разработаны учеными – специалистами по дошкольному образованию – с максимальным учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Они не предполагают, как в Израиле, обучение чтению и письму с пяти лет, а базируются на освоении детьми специфичного возрасту содержания и социализации в обществе взрослых и сверстников. Даже частные и ведомственные детские сады должны осуществлять свою деятельность по министерским программам.

 Но на практике педагоги дошкольных образовательных учреждений при реализации образовательных программ в силу разных причин (прежде всего низкой профессиональной компетентности) используют школьные формы обучения, руководствуясь упрощенно понимаемой необходимостью подготовки детей к школе.

 Кроме того, нестабильная работа экспертного совета привела к тому, что в последние годы появилось большое количество авторских программ, не прошедших экспертизу, но опубликованных и используемых педагогами в практической деятельности. Этот факт негативно сказывается на качестве образовательных услуг.

 Необходимо отметить, что в системе дошкольного образования существует чудовищный кадровый голод, который является следствием того, что зарплата людей, работающих в этой системе, ниже всякого допустимого уровня. Это ведет к росту коррупции в системе дошкольного образования и, самое главное, к оттоку из дошкольных образовательных учреждений квалифицированных кадров. В данном случае был бы очень полезен опыт Японии, где заработная плата педагогов детских садов выше зарплаты чиновников.

 Социальный аспект дошкольного образования в свое время предоставлял мощную поддержку родителям, обеспечивая им возможность активно включаться социально-экономические и общественные отношения. Классический детский сад представлял собой гармоничный синтез образовательного учреждения и службы быта. Режим функционирования детского сада отвечал запросам родителей и учитывал специфику их трудовой деятельности. Дети, в свою очередь, получали в саду полноценное сбалансированное питание, медицинское обслуживание, активно включались в образовательный процесс.

 Сегодня дошкольное образование в стране находится в критическом состоянии. Очереди в детские сады приобрели статус социального бедствия, и демографический прогноз предполагает ухудшение ситуации. Перепрофилирование или просто закрытие большого количества дошкольных образовательных учреждений привели к значительному сокращению сети ДОУ и снижению охвата детей дошкольным образованием до 58 % в целом по стране и до 30 % в отдельно взятых регионах. Особенно страдают сельские территории, где детских садов почти нет.

 Таким образом, не только нарушаются конституционные права граждан на получение образования, но и значительно сокращаются или даже исчезают совсем возможности родителей (и прежде всего женщин) трудоустроиться, ставится под вопрос их конституционное право на труд.

 Более того, дошкольное образование и воспитание детей в настоящее время недоступно многим семьям в связи с низким уровнем их доходов. В бюджетных дошкольных образовательных учреждениях родительская плата составляет в среднем 20 % от реальных затрат на содержание ребенка, но и это многим не под силу, особенно в селах.
автор
дедушка
Екатеринбург

Поскольку государство не справляется с возникшей ситуацией, назрела острая необходимость расширения форм дошкольных образовательных услуг, в том числе расширения сети частных детских садов, нахождения дополнительных источников финансирования государственных ДОУ, поиска оптимального сочетания родительской оплаты и других субсидий.

 Расширение форм дошкольных образовательных услуг государство предлагает в виде организации групп кратковременного пребывания или предшкольной подготовки, которые идентичны по сути и отличаются лишь по форме (времени пребывания).

 Пребывание детей в таких группах в течение двух-трех часов несколько раз в неделю, может быть, и реализует право ребенка на дошкольное образование и даже весьма условно выравнивает его стартовые возможности при поступлении в школу, но уж никаким образом не обеспечивает социального аспекта дошкольного образования. Основное время ребенок находится дома, и с ним должен быть кто-то из родителей.  
 Если же группы кратковременного пребывания предполагают какой-то особый режим (круглосуточные, группы выходного дня, вечернего пребывания), то они представляют собой категорию платных образовательных услуг, а значит не по карману большинству российских семей, имеющих детей дошкольного возраста.

 Основную массу родителей устраивает традиционная модель функционирования детского сада, но государство не в состоянии сегодня восстановить утраченное.

 К вопросу об увеличении количества частных детских садов все чаще и чаще обращаются и родители, и различные общественные организации, и представители министерства. К этому виду образовательных учреждений в России сегодня относятся неоднозначно. И чаще всего отрицательно. Одни потому, что не доверяют всему негосударственному, а другие потому, что не доверяют новым веяниям. Но частные школы – это не нововведение. 

 Первые учреждения подобного рода появились в нашей стране более трех сотен лет тому назад. Еще в XVII в., при царе Алексее Михайловиче, в России были мастера грамоты, которые за родительские деньги учили детей читать и писать. Позже, во времена царствования Петра Первого, появились первые частные заведения, где уже обучались как мальчики, так и девочки (до этого считалось, что женщине грамота ни к чему). 

 К середине XVIII в. дворянам было разрешено обучать своих детей прямо на дому. Качество знаний резко ухудшилось, потому что нанимали иностранных преподавателей, не обладавших зачастую необходимым уровнем подготовки. Екатерина II, решив, что негоже необразованным иностранцам воспитывать цвет русской нации, организовала над частным образованием жесткий чиновничий контроль. Открыть частное учебное заведение стало возможным только с разрешения приказа общественного призрения, после проверки учебного плана и преподавательского состава.

 Октябрьская революция надолго прервала летопись российского частного образования. И только в 1991 г. оно снова подняло голову. Так что же такое частное образовательное учреждение сегодня? Это своего рода бизнес-структура. Обучение здесь стоит денег, и, надо заметить, немалых, потому что такое учреждение живет только за счет собственных средств и не получает помощи от государства.

 Но если в частном детском саду за родительские деньги ребенок получает более качественные по сравнению с государственными учреждениями образовательные услуги, то решение социального аспекта в учреждениях данного типа не предусмотрено: они были и остаются актуальными для состоятельных родителей.

 Частные детские сады смогут стать доступными для основной массы российских семей только в случае заимствования австралийского опыта, то есть полной компенсации государством стоимости пребывания ребенка в дошкольном учреждении. (Кстати, в Дании и Финляндии все частные школы до 80 % финансируются из госбюджета или из бюджета муниципалитета. Родители покрывают только 15 % реальной стоимости обучения.)

 Дополнительные источники финансирования государственных ДОУ могут быть в форме спонсорских средств путем создания попечительских советов или организации на базе дошкольных образовательных учреждений автономных некоммерческих организаций. 

 Однако попечительские советы носят зачастую декларативный характер и эффективны в единичных случаях, а поэтому вряд ли они смогут стать органами стабильного финансирования государственных детских садов. 

 Как правило, когда попечительский совет покидают родители, имеющие возможность оказывать спонсорскую помощь образовательному учреждению, теряется его главный экономический ресурс. То есть этот экономический источник не может являться существенным по объемам и надежным в плане долгосрочного развития дошкольного учреждения. 

 Работа по созданию на базе дошкольных образовательных учреждений автономных некоммерческих организаций в настоящее время идет в режиме эксперимента. По сути своей, данная модель предполагает повторение уже известного взаимодействия государства, ведомства и родителей, только в данном случае в качестве ведомства выступает «третье лицо». Эксперимент позволит определить как позитивные, так и негативные результаты данной модели. 

 Но в обоих случаях – и частных школ, и автономных некоммерческих организаций – прослеживается совершенно конкретная попытка переложить всю ношу финансового обеспечения дошкольного образования с государственных плеч на плечи «третьих лиц» и родителей. Обсуждать потенциальные последствия этой новации сейчас нет смысла именно по причине ее экспериментального характера – в ближайшее время в эту модель будут вноситься многочисленные изменения.   

 Литература   
  1. Калина И.И. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации // Дошкольное воспитание. 2006. № 9.
  2. Синалеев Ю. Образование в Израиле // Обучение за рубежом. 2000. № 8.
  3. Турченко В. Из опыта работы в немецком детском саду // Дошкольное воспитание. 2006. № 6.
  4. Частные школы // Аргументы и факты. 2002. № 10.
  5. Аромштам М. Со слов японской журналистки Фусаэ Хурагужи.
автор
дедушка
Екатеринбург

23.01.2009 17:10 МСК
В последние годы численность детей детсадовского возраста увеличивается, сообщила первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева, комментируя принятие в первом чтении законопроекта об освобождении от налога на доходы физических лиц суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду.
«Но если с компенсациями за содержание ребенка в детском саду вопрос более-менее решен, - сказала Яковлева, - то по-прежнему тормозом в решении демографической проблемы является дефицит мест в детучреждениях. Ведь из-за нехватки мест в садиках работающие люди просто бояться рожать детей. Во Франции, где самая высокая рождаемость в Европе, 100% детей старше трех лет имеют возможность посещать детсады. А в России – очереди как в перестроечный период за холодильниками. Между тем, количество и, конечно, качество детсадов — один из ключевых факторов создания климата для роста числа населения. В развитии сети дошкольных учреждений важную роль может сыграть схема частно-государственного партнерства».
http://edinros.er.ru/er/text.shtml?6/1527

Франция 100% детей старше трех лет имеют возможность посещать детсады.

автор
дедушка
Екатеринбург

дошкольное образование в Турции
http://www.u-mama.ru/forum/messages.php?id=10213295&page=0&page=end

Яндекс говрит :http://antalyatoday.ru/forum/showthread.php?t=2248
http://guzelyali.livejournal.com/11499.html
http://antalya.ucoz.ru/forum/11-3058-1

садики есть только в крупных городах..в остальном сидят дома и многое по старинке.

Моя подруга компот варила.. свекровь говорила, что это кушанье на праздник.
Меню отличается сильно...
сейчас уехали в Европу жить, надоело разыскивать крупы по Стамбулу
Литру и методику покупала здесь, там основной упор - женщина прислуга. Мужчина..глава всего... садики удовольствие дорогое и "продвинутое"

да если так говорить..поищите с основ - Закон об образовании в Турляндии и еже с ними...
у них нормальное мусульманское государство... я думаю, что тут надо "плясать" от основ религии, её месте в жизни Турции и её граждан... менталитет никак не обойти...
http://www.helloturkey.ru/zhizn-v-turcii/stil-zhizni/obrazovanie-i-prosveschenie-v-turcii

==
Франция 100% детей старше трех лет имеют возможность посещать детсады.
http://edinros.er.ru/er/text.shtml?6/1527

23.01.2009 17:10 МСК
В последние годы численность детей детсадовского возраста увеличивается, сообщила первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева
… Вместе с тем она отметила, что количество школьников сокращается: сказывается снижение рождаемости, имевшее место в начале и середине 90-х годов. Однако, проводимая в стране политика по преодолению демографического спада начала приносить результат. «На сегодняшний день число детей дошкольного возраста превышает 4 млн. Причем 84% из них посещают детсады», - сказала Яковлева

«Но если с компенсациями за содержание ребенка в детском саду вопрос более-менее решен, - сказала Яковлева, - то по-прежнему тормозом в решении демографической проблемы является дефицит мест в детучреждениях. Ведь из-за нехватки мест в садиках работающие люди просто бояться рожать детей. Во Франции, где самая высокая рождаемость в Европе, 100% детей старше трех лет имеют возможность посещать детсады. А в России – очереди как в перестроечный период за холодильниками

Екатеринбург

млииин, была бы здесь такая зарплата, как в Яонии, я б из дет сада не вылезала...

мама
Астрахань

Мышка-пеструшка
была бы здесь такая зарплата, как в Яонии, я б из дет сада не вылезала

Не дай Бог нам такую систему образования, как в Японии. Там нагрузка - не каждый взрослый выдержит. %)

автор
дедушка
Екатеринбург

За то ездим мы на их машинах, лучшая электроника там же.
А у нас взрослые люди комп за диковину принимают.

"По оценкам одного из лауреатов Нобелевской премии по экономике, на один доллар, вложенный в программы раннего воспитания, приходится восемь долларов прибыли. Фактически, если говорить языком экономики, то инвестиции в воспитание детей младшего возраста дают более высокую прибыль, чем вложения в профессионально-техническое и даже университетское образование."
Полный текст интервью:

  • Детям нужны уход и воспитание с самого раннего возраста. Первые пять лет жизни ребенка - это лучшее время, чтобы направить его развитие по правильному пути. Нищета, недоедание и безграмотность родителей обрекают миллионы детей на лишения.
    Не только правильно, но и разумно было бы устранять эти проблемы в самом начале, обеспечивая детям нормальные условия для роста и развития. Каждый доллар, вложенный на ранней стадии, прирастает несколькими и раскрывает потенциал, подавленный нищетой.
    "...один доллар, вложенный в дошкольное обучение, окупается по меньшей мере пятикратно, поскольку позволяет в будущем сократить расходы не только на специальное обучение, но и расходы по борьбе с преступностью [61]. Поэтому в США стали говорить о том, что будущий экономический рост и процветание начинаются в приготовительной школе. Пришло понимание того, что в сфере дошкольного воспитания происходит формирование не только будущей рабочей силы, но и самого общества в целом..."
    "

<…> В своем Послании Федеральному Собранию Президент подчеркнул, что в образовательном процессе необходимо учитывать «индивидуальные особенности детей и современные научные знания о ребёнке». На наш взгляд, это очень важное замечание. В настоящее время стало известно, что основополагающие способности и поведенческие нормы человека формируются в раннем возрасте, и к ТРЕМ годам человек сформирован уже на семьдесят процентов»
http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/i ... #_ednref54Сообщение было изменено пользователем 17-02-2011 в 12:22

мама
Астрахань

Дед
А у нас взрослые люди комп за диковину принимают.

Где Вы таких видели? :=-O:

Дед
За то ездим мы на их машинах, лучшая электроника там же.

Я не про электронику, а про то, что психика у их школьников нарушена конкретно. И процент самоубийств в Японии один самых высоких.

автор
дедушка
Екатеринбург

У нас самоубийств то же хватает.

папа
Хмельницкий

Дед
Стоимость одного дня в детском саду 20–50 австралийских долл. (A$)

Неверно. За 20 даже государственного не найти за такие деньги. Наш садик стоит 80 долларов в день.
Система Чайлд кэа бенефит тоже расписана упрощенно и не соответствует действительности. Много факторов влияют на уровень выплат от гос-ва, как-то: уровень доходов родителей, количество часов, которые оплачиваются государством. В итоге из тех 80$ что полагается, государство оплачивает $50 и $30 платим мы. Раз в три месяца государство делает 50% возврат от тех сумм которые мы уплатили.
Здесь есть одно "но". Государство оплачивает только 40 часов в неделю. а это значит что ребенок не может посещать все 5 дней детсад. Желаете изволить - платите 5-й день из своего кармана.
В остальном про образование верно. С 5 лет школа. нифига не учатся дети в моем понимании, в основном игралки-развивалки, лепки, рисовалки. Домашка на 10 минут от силы и то не каждый день.

Екатеринбург

Маргадон
Неверно.

Не спорьте. Здесь основная цель - доказать, что хуже всего в России.

автор
дедушка
Екатеринбург

НЕШОКОЛАДКА
Не спорьте. Здесь основная цель - доказать, что хуже всего в России.

Почему вы так думаете? Мне интересно узнать, как там, не у нас. Мы же как слепые котята, ничего не знаем.

Маргадон
государство оплачивает $50 и $30 платим мы

А сколько это с переводом на рубли?

автор
дедушка
Екатеринбург

Маргадон

Ответе , пожалуйста, на несколько вопросов, очень интересно:

Очередь на детсады есть?
С какого возраста можно отдать в детский сад, частный, государственный?
Какое различие в оплате, уровне образования, числа детей и пр. между частным и государственным?
Какой процент примерно частных?
Есть ли спальни?
На какое время детсад? 8 часов? А родителям хватает? У нас на дорогу только час, два уходит.
Как с книжками? С развивающими играми для дошкольников?
Учат ли английский или другой язык?

Наша очень любит чивостика слушать про австралийских сумчатых животных.
Спасибо за ответ.

хочу стать мамой
Екатеринбург

У нас больше свободы в стране и как нам кажется, лучшее отношение в детских садах. Но для японцев их система дошкольного образования идеальна. У них и законы более жестче.

мама
Екатеринбург

Маргадон
ифига не учатся дети в моем понимании, в основном игралки-развивалки, лепки, рисовалки. Домашка на 10 минут от силы и то не каждый день.

не разбивайте иллюзии деда о ежесекундном и непрерывном развитии детей за границей

папа
Хмельницкий

Прошу прощения, Дед, не все темы отслеживаю.

Дед
Очередь на детсады есть?

Есть очередь в государственные дет. сады. Записывают практически с рождения те кто хочет туда попасть и кого устраивает их расписание работы. Стоят они копейки, но и работают они до 14 часов дня и только 2 дня в неделю по вашему выбору. Тут как бы понятно все, все-таки австралийские женщины с детьми, как правило, не работают. Их устраивает такое расписание.

Дед
С какого возраста можно отдать в детский сад, частный, государственный?

В любой с 3-хмесяцев. И в том и другом будет обязательная одобренная гос-вом система дошкольного развития детей. Это минимум. В частных садах, конечно же идут повыше обязательной программы.

Дед
Какое различие в оплате, уровне образования, числа детей и пр. между частным и государственным?

Частные разумеется дороже в 2-3 раза. Уровень образования выше сказал - в частных получше. Число детей одинаково примерно +/- Действует правило на каждые 15 детей один воспитатель и одна няня как минимум. Так что если садик хочет больше 15 детей видеть у себя, просто формируется еще одна группа.

Дед
Какой процент примерно частных?

Точно не скажу, но частных в разы больше.

Дед
Есть ли спальни?

Спален как таковых нет, дети спят в игровом зале. В садиках есть пластиковые легкие кроватки, которые собираются стопочкой одна в другую и убираются в кладовку после сна. Все постельное белье и подушки дети приносят с собой. В пятницу забирают домой в стирку. Сон не обязателен для детей, спят те кто хочет, остальные лепят или рисуют за столиками тихонько чтоб не будить спящих (приучают сразу и строго)

Дед
На какое время детсад? 8 часов? А родителям хватает? У нас на дорогу только час, два уходит.

Детсад с 7-8 утра до 18 вечера. Если родителям не хватает этого времени - можно позвонить в сад сказать что будешь позже на столько-то, естессна придется заплатить порядка 30 долларов за каждые доп. час.

Дед
Как с книжками? С развивающими играми для дошкольников?

Книжки есть, читают каждый день, разучивают песни и стишки. Про развивающие игры вопрос не понял.

Дед
Учат ли английский или другой язык?

Австралийский учат ))) Он очень близок к английскому. Другие языки учить начинают только в школе.

папа
Хмельницкий

НЕШОКОЛАДКА
Не спорьте. Здесь основная цель - доказать, что хуже всего в России.

Так вроде не спорю нифига))
Мне сейчас есть что с чем сравнивать, и могу уверенно сказать - та система которая была в России, она намного лучше, логичнее, удобнее для работающих родителей, здоровее для самих детей в плане питания. Естессно надо оговориться сразу: если директора, повара, воспитатели и няни адекватные люди которые любят свою работу и детей. Зарплату бы достойную этим людям, да ремонт в садах, да площадки оснастить не только неворуемым "железом" - и рассейским дет. садам в мире равных не будет.

автор
дедушка
Екатеринбург

Как устроен японский детский сад. Для тех, кому интересно.
http://www.u-mama.ru/forum/messages.php?id=10356808&iq=87

автор
дедушка
Екатеринбург

[22:10:45] Татьяна-Красноярск: Дорогие родители, кто знает или не знает доктора Комаровского (детский педиатр, харьковчанин, огромный опыт работы в педиатрии). В любом случае, как будет время, зайдите на его сайт komarovskiy.net, почитайте его блог. Человек близкий к нам "по духу". Осуждает существующую медицинскую систему. Пытается донести до родителей элементарные вещи ухода за ляльками, детьми, как справляться с их болячками. Он пытается изменить менталитет людей, чтоб до каждого дошло, что то, как мы живем во многом зависит от человеческих факторов.
Продолжу.
Татьяна-Красноярск: На этом же сайте наткнулась на письмо: "О медицине в США", там же немного про детсады, декретные и школьное образование в США.
Выдержки:
Здесь не положено ни одного декретного дня. Можно собрать свои больничные и отпускные за несколько лет (и то не везде) и использовать для этого. Некоторые компании разрешают брать 12 недель за свой счет, но это не все. Поэтому многие несут ребенка в ясли с детским питанием в комплекте и оставляют там, на полный рабочий день с недельного возраста.
Ясли-садик здесь тоже очень дорого где-то $20 в день, да еще и без питания, но нищим оплачивают.

Ну а детские сады просто повергли в шок тем, что дети не имеют кроватей, родители должны принести поролоновые маты-матрасики, на которых спят без простынок на голом полу. Ну и больных детей водят в садик с лекарствами как норма, а не как исключение.

В Америке, кстати, и домашнее обучение очень распространено, особенно в многодетных семьях с религиозными традициями, которые не могут послать детей в частные школы. Причем, не учителей приглашают, а учат детей сами дома. Для меня это звучит как средневековье. Я понаслышана, что школы здесь в основном плохие. Хорошими считаются очень мало, принимают в школу только по месту жительства, не все родители могут из-за школы все время менять район жилья, хотя многие так делают. Частная школа стоит где-то $11000 в год, что тоже очень дорого и неподъемно для рядового американца, и для нас в том числе. Вот поэтому таких семей с домашней школой и много. Моя дочка преподает классическую гитару в музыкальной школе при университете, и у нее обычно каждый год треть учеников из таких домашних школ. Она говорит, что уровень их кругозора намного ниже обычных школьников.

Вы не авторизованы и не можете оставлять сообщения.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после входа Вы вернетесь на эту же страницу).

";